Управление Ростехнадзора по Калужской области

Структурные компоненты формирования теоретических основ государственных регуляторных мер по воздействию на социально-экономические отношения

Cистемf государственных органов

В научных работах, посвященных структуре и системе государственных органов, главным образом органов управления, классификации органов как компонентов единой системы, методологических принципов их построения, раскрытию внешних факторов, которые опосредствуют структурно-функциональный аспект деятельности органов и т. д., всегда содержались положения относительно исключительного значения системной построения органов. Однако в наше время эти положения требуют пересмотра и обобщения на новых теоретических основах, учитывая положительный тенденционализм изменений в организации производственных процессов, переход от средств прямого влияния на социально-экономических отношения со стороны государства, к регулированию ними. В связи с этим возникает важный вопрос разработки теоретических основ государственных регуляторных мер как в целом, так и в отдельных отраслях национальной экономики.

В свою очередь, государственное регулирование как самостоятельная целостная категория должна состоять из ряда компонентов, которые образуют ее содержание и построение. Одними из них следует признать компоненты структуры и системы государственных органов.

Первый аспект проблематики. Возникает, прежде всего, вопрос об определении понятия структуры как вида компонентов системы, довольно статичный отношении некоторых других ее компонентов.

В указанной позиции В. Аверьянова выделил две принципиально важные особенности содержания структуры любой социальной системы:

во-первых, структура системы отражает специфику ее компонентов и структурных связей между компонентами-

во-вторых, структура имеет относительную устойчивость во времени, благодаря чему система существует как относительно самостоятельный и обособленный объект. Более того, являясь наиболее статической характеристикой системы, она позволяет аккумулировать (в определенных пределах) количественные изменения, возникающие в процессе функционирования, определяя тем самым динамику (преобразования) системы.

Понимание указанных особенностей позволит наметить некоторые основные положения, имеющие смысл для определения каждого органа управления, учитывая необходимость изменения функционального содержания последних при переходе к новым формам влияния на социально-экономические процессы в соответствующих отраслях.

В каждой области социальных явлений можно выделить нетождественные системы, в зависимости от того, какой вид компонентов (или их сочетание) следует считать признаком, на основании которой проводится классификация. В этом случае есть возможность любому социальной системе отделить отдельные компоненты. Сами по себе указанные компоненты не имеют практического значения, тем не менее, в отдельных случаях, они требуют самостоятельного исследования.

На взгляд В. Галанця и М. Шульской, структура в целом также интегрирует в себе отдельные компоненты. Иными словами, к общему понятия структуры любой системы входит определенное количество отдельных, органически связанных структур. При этом необходимо отметить, что структура имеет ценность как некая понятийная категория не сама по себе, а как базовый элемент соответствующей системы.

Второе важное значение в характеристике системы, анализа ее функционирования имеет относительно самостоятельный аспект системного подхода (т. е. функциональный анализ), который обусловливает необходимость использования понятия функций. Опираясь на предложенное в свое время В. Афанасьевым философское понятие функций как выборочного влияния структуры объекта на определенные элементы внешнего окружения, возможно определить исходные методологические позиции исследования сущности функций государственного органа.