Управление Ростехнадзора по Калужской области

К вопросу разделения власти в Украине: поиск оптимальных вариантов. Часть вторая

Разделение власти в Украине

Характерной чертой сегодняшнего снова стали споры между ветвями государственной власти, в первую очередь в треугольнике: президент - парламент - правительство. Такое развитие политической ситуации в стране после принятия Конституции требует, безусловно, конкретных действий.

По этому поводу и ученые, и государственные деятели, причем разного политического направления, пришли к выводу о необходимости изменения формы государственного устоя. Так, в марте 2001 г. на методологическом семинаре «Парламентаризм в Украине: проблемы теории и практики» народный депутат Украины В. Медведчук неоднократно указывал на необходимость создания парламентского большинства как эффективного фактора в процессе становления законодательной ветви как ведущей в системе власти. За существование ответственного перед парламентом правительства настойчиво выступал представитель Коммунистической партии Украины В. Сиренко, также подчеркивая определяющую роль парламентского большинства. В своих взглядах политические силы были поддержание и представителями науки. Академик Ю. Шемшученко тесно связал проблему качества законодательства с проблемой взаимодействия ветвей власти, отметив: «Именно парламент должен играть еще большую роль в обществе, формировать правительство и нести общую ответственность вместе с центральными органами исполнительной власти за все изменения в нашей государстве ».

Такую же идею отстаивали партии и блоки, принимавшие участие в избирательной кампании. В частности, лидер избирательного блока «За единую Украину» В. Литвин и председатель СДПУ (о) В. Медведчук способом наиболее целесообразного формирования правительства называли назначение его парламентским большинством, что должно способствовать обоюдной ответственности за действия. Парламентско-президентскую форму правления отстаивали Всеукраинское объединение «Батькивщина», Украинский народный рух, Украинская социал-демократическая партия. Социалистическая партия Украины считала необходимым развитие и становление парламентаризма. Поэтому актуальными предложениями выборов-2002 стали изменения в Конституцию Украины относительно повышения парламентского контроля, формирование ответственной парламентского большинства и ее коалиционного правительства, ограничения неприкосновенности народных депутатов, пересмотр вопроса импичмента Президента.

По результатам выборов названы позиции партий стали ведущими идеями Верховной Рады четвертого созыва. Это в свою очередь, как прогнозировали аналитические центры, дало толчок процессу внесения изменений в Основной Закон Украины.

Первые законопроекты о внесении изменений в Конституцию имели больше внутренний характер, предлагая изменение структуры парламента, ограничения депутатского иммунитета, расширение некоторых функций Верховной Рады Украины. Однако наибольшее внимание привлекли законопроекты от депутатов фракций Блока Ю. Тимошенко, Коммунистической партии, вобравшие в себя весь накопленный опыт и содержали предложения по регулированию процесса распределения власти в государстве, их рассмотрения не способствовали ни Президент, ни правительство, которые подали свои возражения относительно конституционности предлагаемых изменений, ни Конституционный Суд, вывод которого необходимо в процедуре принятия изменений в Конституцию.

Однако после 24 августа 2002 появился весомый фактор для активизации процесса государственных преобразований. Им стала официальное заявление Президента Украины о направлении государственного курса на развитие парламентаризма. Уже в октябре 2002 г. Конституционный Суд своим заключением признал соответствующим Конституции оппозиционный законопроект, содержанием которого является коренные изменения полномочий ветвей власти в осуществлении их полномочий. Целью 168 депутатов, которые поставили свою подпись под законопроектом, было снижение, как они отмечали, разрушительного потенциала противостояния ветвей власти, демонстрации возможности быстрого и конструктивного выхода из ситуации, сложившейся в государстве.

Прежде всего, в оппозиционном законопроекте предлагается конституционное закрепить понятие парламентского большинства в Верховной Раде, принципы ее формирования, а также гарантии существования. Основа большинства - партии и блоки, победившие на выборах или образовали коалицию после завершения кампании. Важно, что образование депутатского большинства должен предоставить гарантий для существования парламентского меньшинства с ее влиянием на руководство комитетами по вопросам бюджета, регламента и свободы слова. При этом коалиционное большинство будет иметь право непосредственного участия в формировании правительства и будет ответственным за его действия.