Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы: понятие и признаки. Часть вторая

Правоохранительные органы

Анализируя юридическую литературу, можно определить главные характерные признаки правоохранительной деятельности, к которым целесообразно отнести:

- Властный характер этой деятельности, должна заключаться в защите определенных общественных отношений компетентными органами. Именно необходимость властного обеспечения указанных отношений в процессе правового регулирования обусловливает применение права. Организация и деятельность учреждений, осуществляющих правоохранительную деятельность, подробно регламентируется в законодательном порядке, они комплектуются соответствующим образом подготовленными специалистами, в первую очередь - юристами. Это некую разновидность общественной и государственной деятельности, осуществляемой от имени и по поручению государства соответствующими (уполномоченными) должностными лицами, их предписания обязательны для адресатов-

- Законность деятельности, предусматривающий осуществление полномочий в четко регламентированных законом процессуальных (процедурных) пределах и формах, которые, даже, в определенных случаях образуют самостоятельные процессуальные отрасли права (например, уголовно-процессуальное). Как правило, процесс применения правовых норм в правоохранительной деятельности состоит из ряда четко определенным и детально регламентированных стадий, по завершению которых выдается определенный саморекламы акт, где фиксируются личностно-конкретные правовые предписания. Это обусловлено тем, что в реальности правоохранительную деятельность в отдельных направлениях осуществляют несколько правоохранительных органов. Например, в уголовно-правовой юрисдикции реализуют свои полномочия государственные органы дознания, досудебного следствия, прокуратура, суд, пенитенциарные учреждения, а также негосударственных учреждения - адвокатские объединения или лица, имеющие свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью-

- Правоприменительного характера решений, принимаемых отличие которых заключается не в установлении новых норм права, а лишь в применении соответствующих действующих норм, характерных своим правоохранительным направлением. Действия и их результаты (индивидуально-конкретные правовые предписания) субъектов правоохранительной деятельности направлены не на себя, а на другие субъекты, создавая, изменяя, подтверждая или прекращая права и обязанности последних.

- Использование принуждения как меры пресечения с целью прекращения противоправной деятельности и попыток избежать ответственности или помешать проведению установленной законом процедуры расследования (рассмотрения дела). Именно необходимость использования государственного принуждения, главным образом, и подтверждающую необходимость в специальной правоохранительной деятельности по применению права. Кроме этого, использование государственного принуждения обусловливает необходимость наличия специального субъекта - компетентного органа, призванного проверять законность, обоснованность и целесообразность применения государственно-принудительных мер, а в необходимых случаях, в предусмотренных законом рамках, конкретизировать их и определить порядок использования, осуществлять индивидуально - правовое регулирование.

Реализуясь в сфере взаимных правоотношений между гражданами и государством при осуществлении последним из своих институтов, названная деятельность выполняет роль управленческих (правовых) стандартов (регулятивная функция), приписывая гражданам общественно признанную модель деятельности (поведения).

Соответствующие государственные органы, среди которых видное место занимают правоохранительные органы и другие полномочные субъекты, действуя в пределах своей компетенции, обеспечивают защиту общественных правоотношений, которые складываются в сфере государственного управления, ведут борьбу с правонарушениями и преступлениями.

В юридической литературе встречаются различные определения понятия «система правоохранительных органов». Некоторые ученые (К. Гуценко, М. Ковалев) выделяют правоохранительные органы, исходя из основных направлений (функций) правоохранительной деятельности. То есть для выполнения функций последнего существуют конкретные органы, которые соответственно и называются правоохранительными. А проф. А. Бандурка считает, что такими органами принято называть функционирующие в обществе и государстве учреждения и организации, основной задачей деятельности которых является обеспечение законности, борьбы с преступностью и другими правонарушениями .

Исходя из приведенных выше определений указанной деятельности и основных признаков указанных органов, система правоохранительных органов - это система субъектов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Ее субъектами являются: государство через свои законодательные, исполнительные, судебные органы, президентские структуры, прокуратуру и т. д., некоторые общественные организации и объединения- отдельные граждане, которым государством делегированы определенные полномочия с учетом соответствующего распределения среди них компетенции, форм и средств осуществления.