Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы: понятие и признаки

Правоохранительная деятельность

Одно из центральных мест в разнообразной и многоплановый деятельности государства занимает выполнение задач по защите прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и неправительственных организаций, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями. Некоторые из специалистов, в частности Р. Лившиц, названную функцию государства относят к главной в цивилизованном обществе. Эта разновидность государственной деятельности в юридическом аспекте получил наименование «правоохранительная деятельность», а заведения, ее осуществляют, - правоохранительные органы. Но указанные понятия еще находятся в стадии становления и вокруг них среди специалистов идут активные дискуссии.

Распространенной точкой зрения является определение правоохранительной деятельности как разновидности правоприменения, особенностью которого является выявление правонарушений, рассмотрение соответствующих юридических дел и принятие решений о применении мер названной ответственности. Такое понимание правоохранительной деятельности, по моему мнению, является несколько ограниченным, поскольку отражает лишь правовые формы ее осуществления, однако указанная деятельность характеризуется не только ее направленностью на охрану права, но и разнообразием форм влияния на потенциальные и реальные угрозы праву (воспитательная, профилактическая работа и т. д. При этом правоохранительная деятельность осуществляется не только государственными органами, но и негосударственными институтами (например, адвокатурой).

Так, А. Бандурка определяет правоохранительную деятельность таким образом. Это - государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в точном соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка. Подобную трактовку дает и К. Гуценко. В этих определениях правоохранительная деятельность уже не сводится к правоприменения, но, с другой стороны, ограничивается отнесенностью только к виду государственной деятельности акцентуацией на применении юридических мер воздействия. Но, например, разрешение споров (о наследстве и т. д.) невозможно отнести к мерам воздействия.

А. Чувильов и А. Чувильов рассматривают указанную деятельность в широком смысле - как деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок, а в узком - как деятельность специально уполномоченных органов по охране права от правонарушений, осуществляемой в установленной законом форме, согласно компетенции того или иного органа. Данное определение правоохранительной деятельности имеет более общий характер по сравнению с предыдущими, поскольку предусматривает ее осуществления не только государственными органами, иными компетентными субъектами.