Управление Ростехнадзора по Калужской области

Определение цели в государственной политике. Часть шестая

Государственная политика как наука и искусство

Государственная политика как наука и искусство. Государственная политика, как и законодательство, должно приниматься законодателем на основе уже определенного политического курса общественного движения, всегда является ареной не только столкновений различных интересов и идеологий, но и компромиссов интересов различных социально-политических сил, в том числе и тех, что уже при государственной власти. В силу того, что политика начинается там, как отмечал В. И. Ленин на седьмом экстренном съезде РКП (б) в марте 1918 p., где миллионы, а не там где тысячи, то, безусловно, она должна опираться на научную теорию, поскольку политика, задумкой В. И. Ленина, более похожая на алгебру, чем на арифметику, и еще больше на высшую математику.

Однако, выступая ареной различных социально-политических компромиссов, а не постоянных, неизменных взаимоотношений между классами, нациями и народами в отношении власти и государства, политика, особенно со стороны сил, которые при власти, может и должен рассматриваться не только как наука (в частности, определенная система технологических знаний политической деятельности), но и как «искусство» достижения, однако не только «возможного», но и «невозможного». Это означает, что политика должна отражать не только долгосрочные умственно обнаруженные и доказанные тенденции общественного развития как некое объективное основание политических прогнозов, но и временные возможные чувства, настроения людей. Последние, как представляется, могут быть главным образом отражены в «искусстве» политики, которому на основе учебников невозможно учиться, как, по сути, его невозможно и эффективно преподавать. Искусством политики можно только овладеть, занимаясь практической политикой, безусловно, имея определенный объем позитивных знаний и главное - природные способности.

Относительно источников регрессивных общественных движений, то одним из основных должна рассматриваться субъективный фактор, в частности, в форме ошибок людей в процессе как формирования, так и реализации государственной политики. В современных условиях наблюдается отставание политического и правового мышления от реальной действительности, неумение прогнозировать развитие как материальные, так и особенно духовные явления. Сейчас необходимо знать не только, что нужно поступать, а как. И хотя эти знания органично взаимосвязаны, они не тождественны и не взаимозаменяемы.

Эффективная государственная политика может быть разработана и реализована только на основе сочетания отражение в ее основе, в частности юридических, теоретического с прогностическими моделями социального уровня развития, на основе так называемого дерева целей - ближайших (тактических) и перспективных (стратегических). Перенос в процессе реализации государственной политики центра тяжести на решение только жестко определенных стратегических задач будущего тормозило бы решение тактических задач настоящего, а в конечном итоге отразилось на решении и актуальных проблем будущего. Известно, что каждая ближайшая цель - это определенная необходимая степень на пути достижения более отдаленной перспективной цели, которая может измениться под влиянием изменения комбинации объективных условий и субъективных факторов. С другой стороны, подчинение государственной политики лишь тактическим целям, закрепленным юридическими актами, создало бы условия для чрезвычайного расширения стихийности, открыло бы простор для проникновения в конкретные политические мероприятия узковедомственных интересов, подчиняли бы ее «здравому смыслу», лишило бы ее мировоззрения, без которых она перестает быть правовой формой социального бытия, а остается лишь юридическим форме. Именно поэтому закрепление в Конституции Украины перспективных целей, к которым стремится наше общество, необходимое для того, чтобы дать определенный ориентир для его развития и ограничить случайное отклонение от выбранного Украинским народом и закрепленного государственной волей направления. Эти цели являются не только политическим, но и социально-правовым ориентиром. Они определяют перспективы не только политического, но и, в частности, правового развития украинского общества и совершенствования отечественной правовой системы, системы права и законодательства. Тем самым они являются важным условием обеспечения эффективности государственной политики, в том числе единства применения позитивного права, осуществление законности в стране.

Современное теоретическое обеспечение государственной политики в Украине предусматривает поиск прежде всего нового понимания сущности научного знания, что должно составлять научные основания, в частности, государственной политики. Новое понимание должно прийти на смену традиционному, возникшее еще во времена Просвещения, но до сих пор считается средством господства, контроля человека над процессами, которые являются внешними по отношению его сознания. Речь идет о подходе к, в частности, политического знания как к диалогу между тем, кто сейчас является субъектом политики, и тем, кто является объектом политического воздействия, то есть когда каждая сторона политических отношений рассматривается как самостоятельный партнер. При этом независимо от того, что стороны политических отношений связаны конкурирующими началами и в их знаниях о конкретных спорные вопросы присутствуют различные аспекты субъективного отношения к реальной действительности, цивилизованное решение любых общественно-политических конфликтов предполагает уважение «к чужой позиции, которая имеет сочетаться с посланием на взаимную смену позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) как результат критического диалога ».

Эффективная реализация конституционное закрепленной цели демократической трансформации украинского общества, по сути, является невозможным, если среди представителей властных структур и в массах рядовых людей не будет приверженности моральных и правовых ценностей общественного поведения, которые выходят далеко за пределы измерения полезности или вредности. При этом следует осознавать, что существует различие между практическим политиком и исследователем. Исследователь всегда обязан сомневаться, а политик - нет. Политик всегда должен быть оптимистом, верить только в свои силы, интуицию, быть человеком настоящего. Реальная политика, особенно в руках юристов, - это один из властных регуляторов общественных отношений, в основе которого есть действующий юридический акт, который, по сути, охватывает лишь то, что непосредственно касается определенного конкретного задания, стоящего перед этим актом. Именно поэтому политика и поныне - это средство удовлетворения мгновенных настроений влаственных сил, получают определенное юридическое оформление. Безусловно, это оформление должно соответствовать по своей сути объективным потребностям общественного развития (прогресса). Иначе решения проблем, попадающих в сферу государственной политики и обусловленные определенными реальными обстоятельствам, будет искаться вне этих обстоятельств. Тем самым - это всегда будет способствовать непризнанию разнообразия и многоаспектности реальных явлений и процессов, которые составят предмет политических отношений.

Практика государственной политики в Украине, чтобы быть эффективной, должна органично и постоянно быть взаимосвязано с познавательно-теоретической деятельностью, построенной на принципах всего комплекса наук о человеке и обществе, среди них прежде отечественных политологии и юриспруденции. Что касается последней, то именно она призвана делать все более весомый вклад в развитие национальной государственности, формирование демократической общественной правосознания, правовой политики, политической и правовой систем, отечественной системы права и законодательства и т. д.

Отечественные юридическая и политическая науки должны вернуть доверие простых людей к идее права и политики, доказать, что право не сводится к юридическому закону, право и политика не являются продуктами только силы (физической, государственной и др.), материального расчета, обратить внимание на их глубокий этический измерение как явлений, которые находятся прежде всего в пространстве морали, которая не имеет ничего общего с «правом и политикой силы». Только осознание человеческого измерения права, политики и закона будет способствовать выбору лучших государственных решений по допустимых, то есть возможных при данных условиях.