Управление Ростехнадзора по Калужской области

Определение цели в государственной политике. Часть пятая

Форма реализации государственной власти

Государственная политика как форма реализации государственной власти. Государственная власть, по сути, является функциональной особенностью государственно упорядоченного общества и проявляется через различные формы властно-принудительного характера - законы, государственное управление и т. д., которые сознательно реализуются человеком и направленные на обеспечение блага как отдельного человека, так и общества в целом.

Как объективная социальная функция государственно упорядоченного общества государственная власть в конкретных сферах его жизнедеятельности проявляется в форме специфической организованной комбинированной государственной деятельности, в том числе и политической, направленной с помощью определенной технологии на достижение определенных конкретно-исторических целей. Последние всегда связаны с разными социальными интересами, стремлениями, проблемами и т. д. (иногда противоречивыми и даже антагонистическими) определенных социальных групп, классов, основой которых все же является обеспечение публичных интересов общества, его «высшего блага». То есть государственная власть и различные формы ее реализации, в частности политика, представляют в общественной жизни не самоцель, а выполняют объективную функцию официального способа обеспечения «высшего блага» общества.

Естественно, выше общественное благо в форме конкретно-исторической цели государственной политики и государственного управления оценивается и определяется как такое прежде всего через призму компромиссов, а тем самым целей, функций и компетенции государства, в частности как политической организации государственной власти. Именно поэтому прежде всего государственная политика формируется, юридическое закрепляется и реализуется государственными органами на основании политических мотивов, то есть таких, которые базируются на общих интересах общества и государства.

Роль и место государственной власти как основы, в том числе государственной политики, в судьбе общества не только растут, но и качественно изменяются, особенно это касается исполнительной власти. Что касается последней, то ее общественная роль среди ветвей государственной власти определяется тем, что именно в процессе ее реализации происходит реальное воплощение в социальное бытие действующих законов и других нормативных актов государства, практическое внедрение в общественную жизнь мероприятий государственной политики, применения рычагов государственного регулирования и управления основными сферами общественной жизнедеятельности. Владение властью ради власти (как это было, например, во времена Макиавелли или при условии советского тоталитарного политического режима, следствием чего явилась, в частности «заорганизованность» общественной жизни) сейчас объективно теряет смысл, хотя для отдельных индивидов и сейчас власть может составлять самоцель. Однако объективно главное в политике - это мобилизация творческих усилий людей (безусловно, разными методами) для преодоления нынешних и будущих трудностей. Государственная власть приобретает в обществе фундаментального характера не тогда, когда она реализует только свои собственные политические функции, а когда она вместе с ними вводит в действие и обеспечивает реализацию самых разнообразных социальных программ, гарантирующих населению достойный прожиточный минимум, способствуя тем, кто в силу объективных обстоятельств не может обеспечить себя крайне необходимым. Справедливо отмечается в юридической литературе, что авторитет государственной власти в обществе прежде всего зависит от того, как она органически связана с интересами людей разных слоев населения, относится к людям, членов общества. Поэтому и эффективность ее функционирования должна оцениваться не столько за формально принятыми юридическими нормами, а за практической деятельностью органов государственной власти по решению коренных вопросов жизни как каждого лица, так и общества в целом.

Современные тенденции национального и мирового общественного развития безусловно, должны найти свое осознанное отражение в отечественной государственной политике, действующем законодательстве, на основании которого она разрабатывается, а затем должна быть закреплена в новых юридических актах. Но государственная политика Украины не должна исходить из представлений о несколько воображаемый общественное развитие, она не должна принимать форму преобразования существующего общества согласно какого-то абстрактного идеала с определенным непосредственным заимствованием зарубежного опыта. Национальная государственная политика не должна отрываться от реального развития ростков будущего, которые зародились еще в лоне существующего украинского общества. Справедливо еще в 1949 г. отмечал английский философ Майкл Оукшот, что «правильная политика может быть построена только на глубоком знании того общества, которое она пытается усовершенствовать, на выразительном представлении о его теперешнем состоянии и на точно сформулированной программе реформирования его законодательства».

Однако следует подчеркнуть, что ежедневная жизнь человека, функционирования общества - это не только сознательно властно-нормативно урегулирована социальное взаимодействие в различных формах, но и разнообразные формы саморегулирования, самоорганизации общества, основой чего является творчество миллионов людей, а также взаимодействие личности с различными неофициальными общественными структурами. Сами же формы самоорганизации выступают определенными средствами адаптации к природе и социального бытия. Феномен самоорганизации общества существует объективно так же, как и феномен необходимости сознательного упорядочения общества, его организации и управления, в том числе государственного, которое, по сути, является лишь моментом социальной самоорганизации. Государственное управление (которое научное обеспечение не должно было) - это лишь попытка упрощенной сознательной коррекции со стороны государственной власти (органов, государственных служащих) объективных закономерностей самоорганизации, саморегулирования общественных процессов. Государственному управлению, что, по сути, является одной из форм реализации государственной власти, политике присуще глубокое погружение в традиционное, случайное, прошлое и т. п. Оно, как и государственная политика, является той сферой общественной жизни, лишь частично поддается рационализации на основе «ума». В этом плане справедливо было бы прислушаться к словам выдающегося ученого-юриста, основателя современной украинской школы юристов-управленцев, академика В. Цветкова, что важным направлением развития системы государственного управления в Украине должно быть «значительное расширение сферы действия механизма социальной саморегуляции», с которым должны быть гармонизированы государственно-управленческие решения и создания условий творческой самодеятельности человека. Это, конечно, вовсе не означает отказа от сознательного государственного управления и его постоянного, на основе научных знаний, совершенствование. Это означает, что значение рациональной (обоснованной) реализации государственной власти, в частности в форме государственного управления, в жизни людей не следует преувеличивать- необходимо продолжать изучать закономерности социальной самоорганизации и саморегулирования и использовать полученные знания на практике, не забывая при этом, что метод проб и ошибок является универсальным методом поиска истины, лежащей в основе развития как биосферы Земли, так и всей Вселенной.