Управление Ростехнадзора по Калужской области

Определение цели в государственной политике. Часть четвертая

Средство решения социальных конфликтов

Государственная политика как средство решения социальных конфликтов. Государственная политика объективно призвана в государственно упорядоченном обществе выполнять определенные задачи стимулирования творческого поведения и направление общественных ресурсов посредством, в частности, государственного управления, на разрешение возможных социальных конфликтов. Последние порождаются прежде противоречиями между извечными (сколько существует человек) частными, в частности властными и публичными интересами, частной свободой и общим благом, предусматривающий общественный порядок. Функционирования любым образом государственно упорядоченного общества - это, по сути, постоянное преодоление разнообразных социальных конфликтов, в основе которых могут быть любые противоположные интересы и мотивы. Социальный конфликт - это, по сути, конкурентное взаимодействие двух или более сторон в процессе совместной комбинированной деятельности и отстаивания собственных интересов, прав или полномочий.

Относительно политических конфликтов, то под ними понимается такое столкновение интересов, взглядов, программ и т. д. сторон конфликтных отношений, которые касаются не только собственной выгоды, но и публичных интересов общества. Решение же любого социально-политического конфликта - это прежде определенные регулирующие действия (мероприятия) определенных властных структур на основе компромиссных решений при наличии неизбежных интересов и целей сторон конфликтных отношений. Тем самым, как представляется, любая политика - это поиск возможных компромиссов относительно урегулирования существующих спорных вопросов. Поиск же в процессе разработки того или иного проекта государственной политики, базирующейся на государственной власти, предусматривает прежде выявления реальных общественных противоречий, более четкое осознание частных и публичных интересов, нахождение необходимых форм и методов изменений в организации и управлении обществом и т. д., с целью предотвращения возможных нарушением любых компромиссных политических решений участниками конфликтных отношений. Отсюда главной целью государственной политики должно быть объединение воли и действий многих людей по достижению определенных общих целей, сформулированных, в частности, государством, и которые обусловлены как публичными потребностями и интересами общественного развития, так и частными потребностями и интересами людей, в частности представителей властных сил. Она всегда должно быть направлено на решение определенной государством конкретно-исторических общественных проблем, обусловленных реальными общими, коренными, публичными потребностями и интересами общества, противоречиями между публичным и частным в общественной жизни. Государственная политика всегда обусловлена необходимостью разграничения публичного и частного в целях содействия достижению определенной общей пользы, определенного высшего общественного блага и предотвращения возможного нарушения сторонами конфликтных отношений конкретной компромиссной договоренности. В этом плане действующее в обществе законодательство, нормы которого закрепляют основы государственной политики, программы общественного развития должны тем самым быть способом субъективного целеуказания бытия конкретно-исторического общества с учетом возможной цивилизационной взаимодействия, рассматривая при этом человека обязательно как наивысшее общественное благо и предусматривая правила, согласно которым нарушения политического курса должен быть невыгодным только самим нарушителям.

Государственная политика (внутренняя и внешняя, общая, например, демократически-трансформационный, отраслевая, например, экологическая, культурная, экономическая, промышленная и т. д., межотраслевая - экономическая, правовая и т. д. - только сложные Классификация дается условное), как представляется, выполняет роль одного из властно-регулирующих средств, с помощью которого в государственно упорядоченном обществе в форме раздробленной государственной деятельности должны соотноситься объективно обусловленными общественными потребностями и интересами цели обеспечения устойчивого динамичного развития общества (что может рассматриваться его высшим благом и его имеющиеся материальные и духовные возможности, субъективные желания и цели социальных сил с реальными историческими условиями). С ее помощью должны определяться основные направления и задачи государственной деятельности по обеспечению достижения определенных целей функционирования общества, его отдельных сфер.

В процессе выработки принципов государственной политики (внутренней и внешней) общественные потребности и интересы через компромисс их определения превращаются в определенные субъективные стимулы и мотивы сторон политических отношений, которые получают свое закрепление в конкретных юридических актах как общего, так и отраслевого характеров. Эти акты составляют систему действующего, относительно стабильного права любого цивилизованного общества и направлены на обеспечение потребности в постоянном упорядочении общественных отношений в соответствии с конкретно-исторических условий и обстоятельств, установление единообразия процедурных процессов правовой регуляции ежедневных отношений людей. Тем самым юридическое обеспечена государственная политика, независимо от того, что она объективно трудно поддается рационализации, поскольку охватывает наряду с детерминированными факторами и разнообразные явления самоорганизации социального взаимодействия, становится определенным рациональным средством, благодаря которому объективный многомерный процесс общественной жизни, имеющий природный нестабильный характер, превращается в относительно управляемый процесс. В этом смысле прав С. Франк, когда писал, что «политика есть лечением (гигиеническим, терапевтическим, в тупике - хирургическим) общества или его воспитанием, созданием условий и отношений, наиболее благоприятных для развития его внутренних творческих сил». С помощью юридических актов государственная политика фиксирует, на время, государственную волю как в отдельных сферах жизнедеятельности общества, так и в нем целом. Тем самым государственная воля направляется прежде всего на сохранение целостности общества через обеспечение согласованности действий главных социальных субъектов, из решения того или иного социального конфликта - и это главное. По обеспечению движения общества вперед более быстрыми темпами, то оно при определенных исторических условиях тоже может составлять самостоятельную цель государственной политики как одной из форм реализации государственной власти. Но это лишь одна из возможных целей в «дереве» целей сознательных государственных решений.

Однако объективная наличие разнообразия внутренних творческих сил общества обусловливает тот факт, что общественная история - это не простое линейное развертывание отдельных событий, которые приближают как отдельного человека, так и в целом общество к абсолютной истины в конкретном вопросе, это движение, богатый противоречия, который характеризуется не только прогрессом, но и зигзагами, различными возможными поворотами и откат назад в процессе как познания, так и преобразования реальной действительности.