Управление Ростехнадзора по Калужской области

Определение цели в государственной политике. Часть третья

Организация общества

Современное государство необходимо воспринимать прежде всего как суверенное политико-территориальную организацию общества, определенную форму общественного бытия, призванную обеспечивать целостность и динамику общественных публичных и частных интересов, направлять общественное движение в направлении его прогресса. Именно поэтому государство должно изучаться, разбираться и использоваться в жизни людей прежде всего как социальное явление, имеющее по своей природе разные стороны (аспекты), действенные при разных обстоятельствах, но объединенные всегда единством цели своего объективного назначения.

Поэтому, как только в процессе функционирования государства начинает абсолютизироваться, значение одной какой ее стороны, особенно политической функции, сохранность общества нарушается и возникают серьезные дисфункции в его движении, а государство, все связанные с ней социальные явления, включая право, превращаются в инструменты политической борьбы - вместо выполнения функций организации и управления общественными отношениями.

Цель объективного назначения государства, в частности обеспечение сохранности и динамизма (устойчивого развития) общества, осуществляется, безусловно, через различные виды государственной деятельности, среди которых - через государственную политику как сферу взаимоотношений между различными социальными группами, классами, нациями и народами, которые проявляют их общие потребности и коренные условия существования, их причастность к власти и государству. Безусловно, государственная политика должна основываться на морали и правые и осуществляться посредством прежде действующего законодательства. Право в общественном взаимодействия, в том числе в государственной политике и управлении, поэтому имеет такое большое значение, что оно, как справедливо отмечал М. Бердяев, «есть охраной и гарантией минимума человеческой свободы, уберегает человека от того, чтобы ее жизнь полностью зависело от моральных свойств, от любви или пренебрежения другого человека ».

Характер государственной политики. Как представляется, анализ содержания понятия «государственная политика» должно начинаться с осознания характера политики, без чего в государственно упорядоченном обществе невозможна ее интегрирующая роль, объективно направлена на обеспечение общенациональных целей, прежде целости социума, взаимодействия отдельных сознательно действующих на основании различных интересов, людей. Человек в социальном бытии не только меняет форму и содержание того, что дается природой. Она вместе с тем осуществляет и свой определенный идеал, свою сознательную цель, в определенной степени влияют на определение характера ее поведения, на направление его воли. В обществе, как правило, ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели, хотя и постоянно наблюдаются немотивированные поступки, основой которых могут быть различные чувства, например, страсть. Это касается как индивидуальных, и коллективных (кооперационных) действий, которые всегда требуют своей упорядоченности.

В том или другом акте целеполагания осуществляется идеальный связь оценки имеющихся условиях социальной (среди нее юридического) действительности и предвидение результатов ее движения. Через целеполагания в политике настоящее как реальный момент человеческого поведения связана не только с ее прошлым, но и с будущим. Именно выбор цели и средств ее достижения выполняет в политике определенную регулирующую функцию.

Способность человеческого сознания идеально опережать развитие общественного бытия, в частности правовой действительности (прогнозировать), предоставляет политическим и юридическим научным абстракциям (понятием и категориям) и юридическим нормам, в которых определенным образом воплощаются научные понятия, политическое и юридическое знания, оказывают активное обратное действие на реальные политические процессы, протекающие в обществе, является основой и средством сознательной и определенной степени планомерной организации общественных отношений и сознательного управления обществом. В нормативных моделях поведения, в частности юридических, способных выйти за пределы реального общественного бытия, свернутые (философским языком) его сложность и возможность прогнозировать его тенденции, заключаются творческие потенции права и политики и не только возможности прогнозировать будущее состояние социальной действительности, но и способствовать ее преобразованию.

Интегрирующая роль политики в обществе проявляется через реализацию задач стимулирования правомерной человеческого поведения и направление общественных ресурсов (на основе принципов субординации и координации) на удовлетворение публичных потребностей и интересов и разрешения противоречий между публичными и частными потребностями и интересами общественного развития. Без объединения воли и направление поведения многих и одновременно разных людей на достижение общих целей, сформулированных в частности государством, все усилия могут быть не только бессмысленными, но и напрасными. Неслучайно в народе родилась пословица, что нет ничего глупее, чем с большой эффективностью делать то, что вообще не надо делать. Речь идет не только об избранной цели, но и о сознательном выборе способов ее достижения. Современная государственная политика, как представляется, независимо от сложности управляемых общественных отношений должно основываться на заранее осознанных и определенных целях общественной жизнедеятельности и предусматривать реальные способы их достижения. В общественном реальности она проявляется через коллективно организованные (прежде всего на основе субординации и ролевой специализации) взаимоотношения, в частности, в форме подтвержденной властями и юридическими полномочиями деятельности органов государственной власти, а также функционирования политических партий, общественных организаций, различных объединений и других институтов гражданского общества, направленных на принятие тех или иных решений относительно решения возможных общественно-политических конфликтов.

Указанные взаимоотношения детерминированы как объективной потребностью обеспечения публичных интересов, высшего общего блага социума, прежде сохранения ее целостности, так и субъективными целями овладения, организации и реализации государственной власти, обусловленными наличием в обществе различных частных интересов отдельных лиц, социальных групп, слоев, классов, тем противоречащих публичным интересам.