Управление Ростехнадзора по Калужской области

Определение цели в государственной политике. Часть вторая

Определение цели в государственной политике

Объективно обусловлено социальное взаимодействие не только продуцирует требования и цели рационального поведения человека, его социальные потребности, интересы и мотивы, но и обуславливает постоянные попытки человека сознательно вмешиваться в упорядочивание и преобразование как самого взаимодействия, так и условий, ее определяющих, среди них и природных.

Человек всегда, абсолютизируя возможности своих знаний, стремится не только познавать объективную реальность (естественную и социальную), но иногда необоснованное превращать ее на свой вкус, не достигая желаемой (что далеко не адекватно истинной) цели. Именно поэтому, наверное, в истории развития человечества и наблюдается впечатляющий разрыв между, в частности, огромными достижениями человеческого разума в области науки, культуры, техники, технологии, с одной стороны, и абсолютизацией, с другой, возможностей сознательного контроля жизнедеятельности как отдельных государственно упорядоченных обществ, так и международного сообщества в целом. Выражением этой абсолютизации есть максимум, как справедливо отмечает профессор международного права И. Лукашук, варварство в отношениях между государствами. Особенно это касается сферы общественных отношений с природными явлениями, окружающим человечество окружающей средой. Справедливо отмечает в этом плане всемирно известный русский ученый Н. Моисеев, что «в течение столетий люди вмешивались в Природу, сейчас она отвечает на это вмешательство, иногда довольно больно наказывая людей за неразумное использование ее потенциальных благ». И все же ученый надеется, что именно разум человека, прежде разум политиков, способствовать развитию общества, как и всей биосферы, частью которой и является общество. Политика, по мнению М. Моисеева, - это сфера деятельности разума человека, которая влияет особым образом на процесс самоорганизации, направляя его определенным образом, предоставляя ему начало. Что касается самоорганизации общества, то ученый определяет его как естественный процесс, в который постоянно вмешивается человеческий разум с его потенциальной способностью к предвидению и выбора способа действий. «Самоорганизация общества, - пишет он, - есть непрерывным рождением организмов (под которыми ученый понимает не только биологические, но и социальные структуры - BC), имеющих собственные цели, собственную волю и потенциальную возможность следовать за ними- объединением (кооперация, взаимопомощь - здесь уместны любые сроки) организмов в более сложные структуры и их непрерывная борьба, поскольку спектры интересов этих организмов, как правило, не совпадают, хотя они далеко не всегда и антагонистичны, как это утверждает марксистская теория классовой борьбы »6. Есть самоорганизация, как представляется, - это сфера действия объективных закономерностей, которые наблюдаются как в прошлом и сейчас, так и присущие будущем, по сути, хотя и неоднозначно, но зависит от первых двух и всегда является следствием взаимодействия объективных закономерностей и влияния субъективных факторов. Для того, чтобы делать выбор среди вариантов поведения, а еще больше - реализовывать его в практике творения общества, в частности государства, необходимо ясное понимание как целей общественного движения, так и их соотношение с реальными возможностями достижения этих целей.

Что же до исторических времен государственно упорядоченного общественной жизни, то оно всегда проходило, в частности, в форме государственной политики, которая отражала конкретно-исторические противоречия существующих общественных отношений. Как известно, нельзя жить, мыслить, действовать вне конкретно-историческим обществом, в особенности жизнедеятельности которого обусловливают способ поведения конкретно-исторической (обобщенной) человека. Именно последняя своими сознательными решениями, действиями не только создает, но и постепенно (хотя и не всегда последовательно) решает, в частности социально-политические конфликты, превращает Действующие формы общественной жизни (среди них и государство) в определенное качество - общий результат сбалансирования хорошего и зла. В этом плане, как справедливо отмечает Председатель Верховной Рады Украины В. Литвин, государственная политика, в которой отображаются противоречивые потребности и интересы, которые объективно представлены в обществе, в отношении последнего не только играет репрезентативную роль и имеет инструментальный характер. «Она становится одновременно местом и способом решения общественных конфликтов». Сейчас политика постепенно становится общепланетарной явлением, поскольку возрастает сложность отдельных национально государственно упорядоченных обществ (даже отдельных цивилизаций), растет и усложняется их взаимосвязь, что порождает не только тенденции унификации (гармонизации) их отдельных признаков, но и много противоречивых проблем, требующих своего решения. Однако на фоне общепланетарной тенденций национальную государственную политику следует воспринимать как родовое понятие относительно всех остальных видов политики в различных сферах государственной деятельности, прежде правовой, которую (государственную политику) необходимо не только постоянно изучать, но и понимать. В этом плане продолжают сохранять свое актуальное значение слова А. Эйнштейна: «Как много мы знаем и как мало мы понимаем. Поэтому человечество должно стремиться не столько к накоплению знаний, сколько к постоянному познанию реальных явлений и рационального понимания их сущности в конкретное историческое время.

В условиях рыночной экономики государственную политику (стратегию и тактику) общественного развития любой страны определяют и будут определять (по крайней мере в XXI в.) Новейшие достижения развития науки, техники, технологии и культуры в самом широком смысле этого понятия. Сейчас без научного выяснения сущности и содержания, например, государственной правовой политики, государственного управления невозможно цивилизованно, прежде гарантированно реализовывать цели долгосрочной стратегии движения общества демократическим путем, прежде обеспечивая законные права и свободы человека и гражданина согласно международным стандартам в области прав человека, законность в обществе.

Государство и политика. Что касается современного украинского государства в системе политики и государственного управления обществом, то она должна восприниматься не только как политическая организация государственной власти, которая строится сознательно на определенных принципах, обладает монополией применение при необходимости силовых средств реализации этой власти и управляет развитием общества.