Управление Ростехнадзора по Калужской области

Цивилизационная ценность права в демократическом обществе. Часть третья

Ценность права в демократическом обществе

Сегодня Украина находится на начальном этапе реформирования общественных отношений. И поэтому право как живая материя высокого духа возвращается к нам теми сторонами, которым мы раньше не придавали значения. Его можно рассматривать как с точки зрения философии права, так и юриспруденции - как инструмент всесторонней демократизации общества и необходимое условие обеспечения свободы.

Право, с точки зрения философии права, рассматривается как мера человеческой свободы, как различение права и закона, что является недостаточным для юриспруденции и в значительной степени непригодно для использования в непосредственной практике для решения правовых вопросов. Для юриспруденции право рассматривается как система норм, должны быть обеспечены особыми методами, включая и принуждение. Между ними может возникнуть коллизия: с одной стороны, между абстрактными подходами философии права в общих правовых ценностей и более конкретными требованиями различных отраслей действующего права, с другой - между всеобщностью, глобальностью провозглашенных ценностей и их конкретным правовым воплощением, неодинаковым в различных условиях, разных странах при единстве признанных принципов.

Право - социальная гарантия свободы, общественное признана личная автономия человека. Оно предоставляет пространство для профессиональной, хозяйственной, гражданской и политической активности каждого члена общества. Но в процессе утверждения правового государства право как идеальное понятие есть еще и особым инструментом обеспечения свободы.

Вопреки распространенному мнению сторонников патернализма, что человек остро нуждается не столько свободы, сколько равенства и покровительства со стороны государства, государственной власти, нужно отметить: именно свобода является извечной условием полноценного развития человека. Сущность естественного назначения свободы заключается в том, что она является «момент права, форма выражения социальной реальности средствами и логике правосознания». Право устанавливает масштаб свободы и ответственности личности. Поэтому потенциал права нельзя сводить к утилитарным запросам, соображений пользы или целесообразности. Однако сущность природного назначения свободы состоит не только в том, что она является пространством для благой жизни, но и в том, что она является пространством активности, развертывание природных задатков человека с целью восходящего развития всего человеческого рода.

Ни право само по себе, ни правильное и гуманное законодательство непосредственно не обеспечивают высокий уровень жизни. Они только создают условия для свободного волеизъявления каждого человека, реализации его свободы. Право - не самоцель, а средство для достижения высокой цели - создание условий для развития инициативы, предпринимательства, законодательного обеспечения этой сферы, а главное - утверждение ценности более высокого порядка - свободы человека, защиты его человеческого достоинства.

Для решения проблемы цивилизационного содержания права, его гуманистической направленности следует взять концепцию взаимосвязи права и свободы, предложенную А. Бандурко: «Право есть, прежде всего, представлениям о свободе и основным средством ее обеспечения, поскольку воплощает это представление в нормы поведения, гарантированные организованной силой государства, его институтами. Оно дает возможность согласовать присущие каждому члену общества домогательства свободы, вообще разумно решать конфликты в обществе, создать условия безопасности для его членов, обеспечить надежную гарантированную пространство для деятельности человека. Расширение пространства свободы личности в обществе возможно только с помощью права, потому что свобода является сущностью права. Оно является эффективным способом выражения и обеспечения ценностей демократии, которая создает условия для реализации свободы ». В. Нерсесянц тесно связывает право со свободой. Он считает, что право - нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях, это «общий масштаб», «мера свободы». Право способствует формированию высокой правовой культуры гражданина, выступает главным критерием свободы человека. В связи с приведенным нужно отметить, что индивидуальная свобода и личные права, взятые сами по себе не способны обеспечить настоящую свободу. Действительно, свобода предполагает реальное освобождение человека во всех сферах общественного бытия. Как указывается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 p., неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав, развитие и защиту одной категории прав никогда не могут быть поводом для увольнения государств от обязанности защиты других прав.

Но, рассматривая вопрос о правах и свободах человека, следует помнить и об обязанностях, понимать, что свобода связана с определенными ограничениями. В последнее время наблюдается деформация, по сути, демократического принципа: «разрешено все, что не запрещено законом», где многими акцент делается на первой части этого верного принципа, забывая о наличии не только законов, но и моральных и даже религиозных норм и требований. Поэтому в данной демократической юридической формуле недооценка обязанностей обостряет желание человека осуществлять свои права немедленно и в полном объеме, в конечном счете приводит к правонарушениям и деформации правовой культуры.

Таким образом, свобода выступает единственно возможным средой, в которой человек может развиваться как разумное существо. Но не просто свобода, а правовая свобода, заключается в покорении закона, а не человеку. Порядок в обществе необходим, но это должно быть правовой порядок, который ему не навязывается, а является эквивалентом того, что рождается в самом обществе в результате взаимодействия людей. Это означает, что право защищает свободу и поэтому его можно рассматривать как средство обеспечения свободы.

Вместе с тем свобода, правовая свобода, предусматривающей ограничение неправовой свободы, и означает условия жизни общества, когда принуждение одних относительно других сведено к минимуму. Цель права - не утилитарная, а гуманитарная. Она заключается в защите свободы как таковой - это, во-первых, во-вторых, право устанавливает определенное ограничение на реализацию свободы, одновременно не ущемляет, а расширяет его возможности и проявления. Поэтому можно констатировать, что право - это порядок свободы, упорядоченная свобода. В таком контексте с его помощью свобода превращается в конкретные юридические права. Право выступает условием и основой свободы, а свобода - в целях правах.

Такое понимание природы и сущности права, естественно, предполагает понимание особенностей формирования гражданского общества, природы и сущности правового государства, правопорядка и правоохранительной деятельности, их особенности, природа и сущность состоит в том, что они являются специфическими социальными формами поддержания и обеспечения более высокого уровня гуманизации отношений данного общества. Отсюда следует и ведущая гуманная цель права - способствовать дальнейшей гуманизации жизни человека и человечества вообще.