Управление Ростехнадзора по Калужской области

Цивилизационная ценность права в демократическом обществе. Часть вторая

Право в демократическом обществе

Фактически же право, правовая идеология непосредственно не уполномочены решать вопросы материального благосостояния населения. И те политики, которые связывают повышение последнего непосредственно с демократией и правом, являются юридическими демагогами, которые сами недовольны демократическими процессами, происходящими в обществе, и провоцируют недовольство населения. Право может способствовать наведению порядка, углубить демократические преобразования, экономические и социальные реформы, но напрямую не влияет на повышение материального благосостояния населения. «В настоящей жизни право всегда преследует отдельные цели, навязанные ему религией, моралью, политикой, соображениями целесообразности и т. д.

Это действительно важное назначение права и его существенная функция. Но если мы не способны в праве увидеть цель, адекватную его собственной сущности, если его ценность сведена к практической пользы и не связывается с осознанием самоценности и привлекательности права, то мы не понимаем сущность права. Принцип самоценности права предусматривает, чтобы выходные, фундаментальные ценности, которые реализуются в праве находились в нем самом, чтобы реализация правовых идеалов, правовых способов бытия признавалась самостоятельной целью духовной и практической жизни».

Сегодня мы находимся на таком этапе развития общества, считает П. Рабинович, когда «необходимо прекратить воспринимать право, права человека с точки зрения« патерналистских настроений », свойственных бывшей социалистической системе, и сформировать концепцию взаимодействия государства и человека в условиях рынка, основанном на «естественности и неотъемлемости» прав человека.

Утилитарное отношение к праву частично обусловлено марксистской традиции его понимание как элемента надстройки над экономическим базисом, тесно увязывалось с классовой структурой общества и выступало регулятором меры труда и меры потребления. Как и вся правовая надстройка общества, оно тесно корреспондировался с экономическим благосостоянием населения, общей пользой граждан, было мерилом достатка людей и инструментом повышения их жизненного уровня. Эта марксистско-ленинская концепция права, ее зависимость от экономического состояния общества и хозяйственных успехов частично сохраняется и в современном обществе и характеризует определенный отход от демократической сущности права, его цивилизованного назначения. Происходит подмена содержания гуманитарных прав их утилитарным толкованием.

В течение последнего десятилетия в украинских гуманитарных исследованиях, политической публицистике произошли заметные изменения. Вместо классовых идеологических принципов тоталитарного социализма (а многие из них получили правовое выражение, и прежде всего в конституциях того времени) появились новые ценности - общечеловеческие. Но они еще не стали фактом правового сознания подавляющей части населения нашей страны, особенно представителей властной элиты, их правовой культуры. Правосознание части правящей отечественной элиты, в отличие от западной, цивилизованного, исторически ориентирована на постоянное приоритетное использование административного ресурса, политических регуляторов властных отношений, независимо от их легализированности и опосредованности законом. Именно поэтому в украинской политике правительства преимущественно воспринимают право основном лишь как формальный фактор ограничения и регулирования их административного потенциала. Поэтому право в сознании части представителей властной элиты, несмотря на то, что оно может выступать механизмом укрепления их властного положения, вообще теряет любую социальную предметность и уверенность - и на профессиональной работе в государственной сфере, и в личной жизни. С таким подходом, в рамках правосознания современной отечественной правящей элиты, правовые ценности нивелируются еще и нечленораздельные восприятия права и политики.

Но административными и политическими методами правительство и политическая элита могут контролировать только отдельные политические процессы, а не весь социальное пространство. А система правового регулирования направлена на регулирование всего пространства и рассчитана на всех граждан, обеспечение их равенства перед законом без какого-либо исключения для любого. Право направлено против тех ценностей, которые есть в компетенции политического регулирования, - групповая солидарность, корпоративные связи, авторитеты или локальные интересы тех или иных социальных групп или политических деятелей. Поэтому для права противопоказана любая теневая форма упорядочения процесса государственной власти, тенизация в сфере экономики, политики, а, наоборот, характерна публичность и открытость регулирования общественных отношений.