Управление Ростехнадзора по Калужской области

Цивилизационная ценность права в демократическом обществе

Ценность права

Украинское общество сегодня находится на пути перехода от тоталитарного режима государственной власти к демократическому общественному строю европейского образца. В Послании Президента Украины Л. Д. Кучмы к Верховной Раде «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002 - 2011 годы »определен стратегический курс нашего государства, в котором обосновывается необходимость приближения украинского общества к демократическим стандартам европейского образца, обеспечение ведущей цивилизационной ценности - свободы человека.

Сегодня в нашей стране при относительно невысокому правосознанию граждан часто возникают отдельные несоответствия в восприятии современных демократических цивилизационных ценностей. У части населения они ассоциируются, в первую очередь, с материальным благополучием, а не с демократией, свободой, правами человека. Поэтому ведущие гуманитарные ценности основном толкуются с точки зрения их непосредственной пользы, в контексте юридического романтизма и юридического утилитаризма.

Именно ожидания автоматического повышения жизненного уровня от внедрения демократии, правовых форм регулирования общественных отношений составляет идеологию юридического романтизма, который овладел сознанием не только рядовых граждан, но и части должностных лиц и профессиональных политиков. Право, закон в названном романтизме рассматриваются несколько возвышенно - как необходимое и достаточное условие для обеспечения безбедного существования человека, обязательного повышения его материального достатка.

Юридический утилитаризм также рассматривает систему гуманитарных ценностей в контексте общей пользы, повышения материального благосостояния населения. Главным критерием развития общества считается высокий уровень жизни, рост материального благосостояния населения, а все остальные гуманитарные ценности замыкаются на обосновании преимуществ рентабельной экономики. Поэтому, по мнению Е. Соловьева, «защищая» авторитет права и институт демократии, некоторые ученые считают очевидностью, что «правовая норма должна получить санкцию со стороны социального и исторического утилитаризма, т. е. отчитываться перед программами народного блага или каким образом вымышленными требованиями прогресса». Возможно поэтому часть украинских граждан к этому времени скучает по старому советскому «порядку», контролируемом и регламентированном минимумом материального благосостояния, и хочет снова вернуться в тоталитарное, «стабильный» (на их взгляд) прошлое, что административными методами «обеспечивало бы всем социалистическую справедливость».

Но такое потребительское, утилитарное представление о праве и его возможности, характеризующий правосознание части граждан, не просто утопическим, но и опасным. Представление о праве, его возможности в демократическом обществе попадает в прямую зависимость от возможностей и достижений в сфере хозяйственной деятельности и рассматривается как инструмент повышения жизненного уровня населения. И в случае неудачи право, демократия берут на себя недовольство населения и несут ответственность за все просчеты отдельных политиков в проведении реформ и хозяйствовании. В этом случае авторитет гуманитарных прав, как считает Е. Соловьев, поставленный в зависимость от хозяйственной жизни, эффективности экономического курса государства и социальных реформ.

В чем же заключаются недостатки одностороннего подхода к праву, правового сознания, воспитанной на романтическом или утилитарном смысле права и его роли в развитии общества? Недовольство темпами хозяйствования автоматически переносится на право, демократию и независимость государства. Поэтому, если право, правовые реформы автоматически не приводят к значительному повышению жизненного уровня, то существующие реформы не воспринимаются населением, а демократизация, права человека вызывают у них только подозрение. «Если право - это всего лишь средство для достижения общего благосостояния, то правовая идея может и должна быть отвергнута сразу же, как только кому-то удастся доказать, что благосостояния этого - сейчас же, немедленно или в ближайшем будущем - можно достичь и анти правовыми мерами». Данная теоретическая и методологическая ошибки скрывают большую социальную опасность - недовольство населения демократическими реформами, европейским выбором Украины как стратегическим ориентиром развития государства.

Именно такой взгляд на право, демократию, права человека формирует правовой нигилизм, по крайней мере, готовит почву для его процветания и тормозит развитие демократических процессов в обществе. Причиной этого является низкая правовая культура граждан, которая оценивает человека и его жизнь не степенью демократических преобразований и достигнутой свободы, а уровнем потребительского корзины. При таких обстоятельствах часть населения уже не воспринимает не только демократии и прав человека, но даже, независимости и суверенитета государства, потому что они не привели к ожидаемому результату - значительного материального обогащения каждого. Как подчеркивал Президент Украины, отдельная часть населения «нынешние трудности и неурядицы отождествляет с последствиями обретения независимости, демократизацией и формированием рыночных отношений».