Управление Ростехнадзора по Калужской области

Экологический риск в системе правоотношений экологической безопасности: проблемы практической теории. Часть третья

Экологический риск в системе правоотношений экологической безопасности: проблемы практической теории

В процессе международно-правового регулирования отношений, связанных с осуществлением экологически опасной деятельности и учетом фактора экологического риска, было произведено два основных направления этой деятельности. Первый определен Директивой Совета Европейского Союза от 24 июня 1982 № 82/501-ЕС об опасности крупных аварий, свойственных некоторым видам промышленной деятельности, исходит из необходимости определения факторов рискованного деятельности путем установления перечня опасных предприятий. Однако такая практика была признана ошибочной, поскольку факторы риска определяются не включением того или иного предприятия к числу экологически опасных, а в зависимости от того, есть ли на конкретном предприятии экологически опасные вещества в количествах, создающих опасность наступления крупной аварии.

Именно это положение стало отправным для развития второго направления правового регулирования рассматриваемых нами отношений, которые получили отражение в Конвенции ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий и Директиве Совета Европейского Союза о сдерживании крупных аварий, связанных с опасными веществами. Эти документы предусматривают принятие для уменьшения уровня экологического риска таких особых мер, как обмен информацией, представление к международному компетентного органа протокола безопасности, где должны приводиться данные об имеющихся опасные вещества, системы управления, план действий на случай аварий, проведение их экспертизы, консультаций с общественность, о наличии технических средств, предназначенных для уменьшения риска для людей и окружающей среды, информирование об опасности и т.д.

Сотрудничество государств восприняло эти идеи, о чем свидетельствует их закрепления в некоторых законодательных и подзаконных актах. Сейчас в нормативно-правовом порядке определены основные виды рискованного деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность (биохимическое, биотехническое и фармацевтическое производство, обезвреживание, утилизация промышленных и бытовых отходов и различные виды обращения с ними, атомная промышленность и энергетика, химическая, нефтехимическая и перерабатывающая промышленность и т.д.). Допускается возможность отнесения по решению Минэкобезопасности Украины и его органов на местах к экологически рискованных видов деятельности и других производств и процессов, объекты которых могут оказывать негативное влияние на состояние окружающей среды.

Анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что экологически опасные виды деятельности характеризуются повышенным экологическим риском, атома требуют усиленного специального регулирования на институциональном, научно-техническом, экономическом и нормативно-правовом уровнях. В связи с этим такие виды деятельности и объекты, являющиеся источниками повышенной экологической опасности, подлежат корректировке, осуществляемой путем проведения экологической экспертизы, а также экологического лицензирования, т.е. выдачи специального разрешения на их осуществление соответствующим физическим и юридическим лицам с целью определения и степень связанного с определенной деятельностью экологического риска и принятие мер по обеспечению экологической безопасности.

Стоит указать и на то, что экологически опасные виды деятельности в зависимости от их характера и особенностей химического, физического, биологического состава используемых при этом веществ характеризуются разной степенью экологического риска.

Не случайно в указанных выше международно-правовых актах зафиксированы опасные вещества и смеси последних, наличие которых в определенных количествах дает представление о степени их опасности и уровень экологически рискованной деятельности. Наряду с этим там выделены окислители, высокотоксичные, токсичные, взрывчатые, огнеопасные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, с указанием категории опасности.
Такие классификации позволяют ранжировать экологически опасные виды деятельности по уровню экологического риска в правоприменительной практике. В этом аспекте экологический риск выступает количественным и качественным показателем экологической безопасности.

С учетом изложенного, по нашему мнению, экологически опасными видами деятельности следует считать такие, которые характеризуются определенным уровнем экологического риска, т.е. потенциальной угрозой для окружающей среды, жизни и здоровья человека, и подлежат обязательной экологической экспертизе и экологическом лицензированию. Перечни этих видов должны устанавливаться Кабинетом Министров Украины или другим уполномоченным на то органом государственной исполнительной власти.

Экологически опасными видами деятельности могут также признаваться деяние, в процессе осуществления которых имеются одна вредная и опасная вещество или более таких веществ в одинаковых количествах или с превышением предельного количества или уровней, определяемых специально уполномоченными органами в области экологической безопасности по согласованию с органами охраны здоровья я населения.

Предложенная научная модель позволяет в методологическом плане и во время ее практического применения четко разграничивать правоотношения в области экологической безопасности, основанные исключительно на экологическом риска и обусловленных им юридических основаниях. При этом есть возможность не только четко раскрыть основные элементы этих правоотношений, но и выявить роль экологического риска в их формировании и реализации на объективном и субъективном уровнях.

Как известно, особенности тех или иных правоотношений в определенной степени зависят от характера и источников происхождения правовых связей между субъектами этих отношений, их устойчивости, нормативно-правовой определенности и осознания правосубьектнимы лицами. В этом контексте правовые связи могут быть прямыми, обратными и синкретическими, непосредственными и «виртуальными», императивными и солидарными, обязательственные и уполномоченными, интегральными и дифференциальными, симметричными, несимметричными,  персонифицированными и неперсонифицированных (абсолютными) и т.д.  Поэтому чрезвычайно трудно представить возникновение и развитие правоотношений, в частности в области экологической безопасности, вне правовых связей между их субъектами, как и наличие последних вне сферы общественных правоотношений. Следовательно, определение правовых связей приобретает не только теоретическое, но и сугубо практическое значение, особенно для субъектов, задействованных в этих правоотношениях.

Учитывая указанное правовые связи правосубьектных лиц в отношениях, связанных с обеспечением экологической безопасности, характеризуются Синкретичностью, «виртуальностью», императивностью, интегральностью.

Надо отметить, что указанные правоотношения необходимо рассматривать в известной степени как абсолютные, так как им присущи правовые связи между субъектами за логичной формой принадлежности абсолютных прав на экологическую безопасность уполномоченным лицам - гражданам и обязанность государства и других юридических и физических лиц обеспечивать выполнение ряда требований, обязательств по предотвращению наступления экологической опасности (проявления экологического риска) или ликвидации ее последствий с отвлечением или уменьшением уровня экологического риска.

В связи со сказанным выше методологического значение приобретает вопрос об условиях и основания возникновения указанных правоотношений, их субъекты, объекты, содержание, основания изменения и прекращения.

Общепризнанно, что основанием для возникновения тех или иных правоотношений являются юридические факты, т.е. обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение для участников правоотношений определенных прав и обязанностей, других юридических последствий.