Управление Ростехнадзора по Калужской области

Проблема методологической обоснованности отечественного правоведения и юридической практики Часть вторая

Для понимания диалектического характера взаимосвязи философии и теории права как теорий соединенного уровня бесспорно значимым является тот факт, что право как социальное многоаспектное явление по своей функциональной и структурной организацией принадлежит к существенным духовных, так называемых, надстроечных факторов общественной жизни, хотя по своей природе является явлением прежде негосударственного происхождения. Оценка важнейших экономических, политических, национальных, культурных и других социальных процессов невозможно без учета влияния на них права и его нормативной юридической формы - законодательства, причем не только в плане общей тенденции роста роли в обществе субъективного фактора. Нормативно-правовое регулирование становится необходимой предпосылкой целенаправленной демократической организации общественных отношений, придавая им определенного равновесия упорядоченной свободы и социальной справедливости. Правовым регулированием на основе юридического закона охватываются все более разнообразные стороны общественной жизни, а юридической формы приобретают основные и важнейшие комплексы общественных отношений в различных сферах человеческой деятельности. При этом следует подчеркнуть, что основные комплексы общественных отношений в различных сферах человеческой деятельности требуют не просто законодательной формы, а ее содержательной правовой наполненности. В этом плане специальные юридические знания об особенностях и проявления права, правового регулирования, которые достигаются правоведением, позволяют сознательно и точнее разобраться в тех социальных процессах, которые подвергаются юридическому воздействию со стороны государства и требуют своего юридического оформления, с одновременным наполнением его правовым содержанием. Речь идет не о простом противопоставление права закону. Говорится о необходимости глубокого осознания сложной природы их диалектического взаимосвязи, когда одно и тоже понятие права по-разному может определяться на разных ступенях его конкретизации.

Многоаспектное социальное явление

Процессы демократической трансформации украинского права свидетельствуют, что последнее как сложное многоаспектное социальное явление органически связано с другими социальными феноменами. Это обусловливает необходимость применения в процессе исследования его закономерностей многоаспектного подхода, рассмотрение его сторон с помощью совокупности методов и дефиниций. Многоаспектный анализ как с точки зрения целей и направлений исследований, так и с точки зрения методов, должны быть применены, расширяет наши представления о праве как объект познания, позволяет формулировать различные дефиниции понятий, фиксирующих реально существующие стороны, свойства и признаки права, к этому выпадали из поля зрения исследователей. Многоаспектное видение и исследования права в принципе должна рассматриваться как определенный показатель зрелости правоведения, важная предпосылка истинного целостного (системного) познания права и процессов, с ним связанные. В свою очередь, истинне4 знания об объекте исследования, если оно отражает его во всей полноте его свойств и признаков, т.е. если оно объективное, всегда является не просто совокупностью знаний, а их определенной логической и динамической системой, на основе которого возникает специфический предмет познания, не свойственный другим отраслям наук и без которого нет действительно самостоятельной науки.
Познания и объяснения основных закономерностей, свойств права, его форм предусматривает знание общих закономерностей развития общества, находит свое выражение в категориях других обществоведческих наук, которые могут быть использованы правоведением. Однако это вовсе не означает, что правоведение вследствие этого становится комплексной наукой, которая состоит из разделов других наук, связанных между собой своим отношением к праву как к объективной реальности. Механическая сумма знаний, взятых из различных областей общественной практики и теории, не может образовать новой науки. В обществе вообще не существует абсолютно обособленных наук, не связанных с другими системами знаний, не составляет исключения и для правоведения.

Взаимосвязь между бщественными явлениями и процессами

Пользуясь выводами и достижениями различных обществоведческих наук, правоведение не занимается изучением закономерностей их собственных предметов исследования. Общественные явления и процессы (кроме правовых и юридических) изучаются правоведением только в той мере, в какой с ними связаны специфические закономерности права и его форм как самостоятельного вида общественных явлений. К тому же эта взаимосвязь должна рассматриваться только как элемент системы внутренних закономерностей права как непосредственного предмета правоведения. Определяя возможность комплексного изучения методами и средствами различных наук права как сложного социального явления, вследствие чего оно может быть постигнутая в своих различных связях и опосредованиях, следует подчеркнуть, что правоведение - это определенная система правовых наук, которая (система) имеет свои специфические объект и предметы исследования.

«Пока мы сомневаемся, мы существуем»

Сейчас становится понятным, что любая теория, доктрина не способна описать свой объект исследования как интегрирующую целостность, систему, как абсолютную истину, исключая при этом возможность дополнительного альтернативного методологического и теоретического подходов. Реально существующие типы мышления, методы познания и преобразований реальной действительности объективно находятся между собой в сложной взаимосвязи, нередко столкновении, и ни один не способен сам по себе способствовать обоснованию претензий исследователей на абсолютную истинность. Омана и истинность, сомнение и отрицание - органические составляющие постоянного стремления человеческого мышления к более глубокому сущностного рассмотрения объектов реального мира, которые исследуются, до такого уровня познания, который всегда находится за пределами возможного конкретно-исторического экспериментального знания, а потому может считаться созерцательным или т т.н. спекулятивным. Омана и истинность всегда одновременно присущи той или иной системе знаний- дело в мере их соотношение, которая всегда обусловлена в то или иное время не только объективными, но и субъективными факторами. Известно, что человеческая мысль, порожденная духовно-творческой сути социальной природы человека, всегда питается сомнениями и возражениями. «Человеку, который исследует истину, - утверждал Р. Декарт, - необходимо хоть раз в жизни усомниться существующие вещи - насколько они возможны» 5. На основании этого утверждения ученый делает умозаключение: «Пока мы сомневаемся, мы существуем».

Тенденция радикальных изменений

Тенденция радикальных изменений общественного сознания и преобразований общественной жизни - это константа деньги. Во многом это объясняет природу непрерывного, хотя и дискретного процесса постижения объективной реальности, движения от одной относительной истины к другой, углубление нашего знания, развития выходных, иногда диаметрально противоположных идей. Вместо постоянной поступательной тенденции развития истины в истории наблюдаются колебания от одной традиционно доминирующей системы знаний в другую. И одна из причин этих колебаний в том, что в принципе ни одна система знаний не способна включить в себя абсолютную истину так же, как и никакая другая никогда не является полностью ложной.