Управление Ростехнадзора по Калужской области

Проблема методологической обоснованности отечественного правоведения и юридической практики

Применение философских обобщений в процессе специальных правовых исследований. Потребности современной общественной практики трансформации различных сфер социального бытия в Украине, среди прочих сферы правовых и государственно-властных, в частности юридических, отношений, предопределяют тенденцию к синтезу философского и частно-научного подходов к познанию таких социальных явлений, как государство и право, к развитию современной методологии и теории отечественной юридической науки, ее важная составляющая - государствоведения и правоведения. Развитие юридической науки как разновидности общественных наук, отражая естественный ход исторического движения своего объекта познания, идет сложным нелинейным путем, переходя от одной парадигмы к другой, от одного уровня знаний к другому. Можно сделать вывод, что одним из важных методологических аспектов развития национального правоведения, совершенствования действующего и принятия нового законодательства, его кодификации является применение философских обобщений закономерностей диалектики общественного развития для всей системы юридических знаний, выделение в этой системе особой мировоззренческой структуры знаний о праве, его сущность и формы осуществления - философии права1. На этой основе должен развиваться конкретный теоретическое содержание отраслевых наук правоведения, должна основываться разработке предложений по усовершенствованию технологии законотворческого, непосредственно законодательного процессов.

Отечественное правоведение в процессе познания правовых явлений

Опираясь на общенаучные методологические подходы к познанию различных проявлений общественной жизни, основываясь на принципиально единой, но нелинейно-восходящей логике социального процесса, отечественное правоведение в процессе познания правовых явлений должно ориентироваться на реальные потребности конструктивно преобразующей практического деятельности. Прежде всего речь идет о потребностях практики демократической трансформации украинского общества, развития новых для независимой Украины политических, властно-государственных, экономических, в частности предпринимательских, отношений и, безусловно, о необходимости самого процесса государственно-правового регулирования. Практика преобразований в Украине доказывает, что в современных исторических условиях не срабатывают классические методы анализа социальных процессов, например, обычная экстраполяция, т.е. распространение выводов о одну часть любого явления на другую его часть, на явление в целом, на будущее и т.п., или метод сопоставление с известными уже образцами социальных изменений и последствий и др.

Изменения в качестве явления

Хорошо известно, что все течет, все меняется. Эта закономерность, которая была замечена еще в очень далекие времена, ныне осознается все глубже на сути уровне явления. Во-первых, изменения при определенных условиях могут превращать качество явления в свою противоположность - истинное становится ложным, полезное - вредным и наоборот. Главное - вовремя понять изменение роли того или иного фактора, который продолжает быть органичным элементом системы явления, рассматривается. Во взаимодействии общественных явлений, отношений не существует закономерности жесткой детерминации одного вида другим, в частности права и политики - экономикой. Во-вторых, сами изменения имеют качественную диалектическую природу, где кризисная характеристика развития любой социальной системы, как справедливо отмечает Е. Кубко, является закономерным этапом ее развития, т.е. объективной реальностью, которая сама по себе нейтральна по оценке ее восприятие . Другими словами, состояние кризиса должно рассматриваться как возможный нормальное состояние любой социальной системы на пути ее динамического, диалектического развития, перехода с одного уровня на другой. В определенном смысле, с момента своего возникновения та или иная система объективно развивается в направлении своего переходного кризисного состояния, которое может стать опорной точкой для повышения уровня оптимальности, эффективности функционирования этой системы. При этом суть любого переходного (кризисного) исторического периода заключается в том, что именно в этот период на базе накопленного в прошлом жизненного (духовного и материального) потенциала делаются и закладываются материальные и духовные условия будущего и его возможные ограничения. В этот период сосуществуют как старые, так и новые общественные отношения, которые рождаются, и происходит процесс лишь их становления, новое и старое право, законодательство и т.д. Отсюда - и объективные трудности в государственно-правовом регулировании как организационно-властном воздействии на общественные отношения.

Специфика научного взамодействия

Подчеркивая необходимую взаимосвязь специального теоретико-методологического знания о праве, правовое регулирование общественных отношений с социальной философией, необходимо обратить особое внимание на определенную специфику их научного взаимодействия, выделяя при этом некоторые качественные особенности собственно теории правоведения. В процессе выяснения сути перехода социально-философских понятий в специальные понятия, которыми оперирует правоведение, важно акцентировать внимание не столько на различиях предметного толкования права, сколько на изменении того познавательного нагрузку, должна нести это понятие, словно переходя из познавательного инструментария социальной философии , в том числе и философии права, к познавательного инструментария именно общей теории правоведения. В первом случае право должно рассматриваться в ряду разнообразных проявлений исторического процесса как один из фрагментов основных общественных взаимосвязей, их социальная форма. Во втором случае понятие «право» приобретает фундаментального значения в специальном познании сущности и закономерностей правовой сферы общественной жизни, несет главное теоретическое нагрузки в раскрытии социально-политической роли права в процессе обеспечения совместной комбинированной деятельности людей в его нормативной характеристике, в форме законодательства. В общей теории права понятие «право» получает специальное юридическое освещения, в определенном смысле рассматривается как вещь «в себе», самостоятельный предмет исследования и использования в общественной практике как определенная юридическая форма других общественных отношений. Но и здесь речь идет не об абсолютно самостоятельный, а об относительно самостоятельный характер юридической формы права (законодательства) в системе общественных отношений и даже в системе правового регулирования, где цель и метод регулирования всегда обусловливаются предметом правового регулирования, т.е. теми общественными отношениями, их природой и сущностью, которые объективно нуждаются в обществе своего упорядочения урегулирования.

Социально-философские положения и выводы

Социально-философские положения и выводы о праве как социальное явление должны не только служить отправным пунктом содержания теории права, но и быть одним из фундаментальных моментов этого содержания. Как прямые научные основы они, во-первых, включаются в логическую конструкцию теоретических знаний правоведения, являясь ее составляющими, во-вторых, непосредственно влияют на особенности понятийной структуры и выводов правоведения. Однако, подчеркивая необходимую взаимосвязь специальных теоретико-методологических знаний о праве с социальной философией, следует обратить внимание на специфику их научного взаимодействия, выделяя при этом качественные особенности собственно теории правоведения. В теории правоведения право как социальное явление получает специальную, конкретную, научную характеристику как юридической формы права, его нормативной стороны. Однако изучение права и в правоведении при всей его специфике должен ориентироваться на закономерности развития общественной жизни в целом, опираясь, в частности, на познание закономерностей реального взаимосвязи и взаимодействия юридической формы (структуры) и способа материального и духовного общественного производства на соответствующих этапах развития последнего. Это позволяет выявить роль и функции права не только как разновидности социального регулятора общественных духовных и материальных отношений, но и юридической основы и своеобразного политического инструмента государственного управления классово структурированным обществом.

Разработка общей теории национального правоведения

Теория правоведения - это теория специфического социального юридического предмета. ее основное назначение в системе юридических наук должно заключаться в переводе результатов познания правовых явлений с философской уровня на уровень конкретного раскрытия объективной сути этих общественных явлений, их специфических закономерностей, свойств, прежде внутренних взаимосвязей и противоречий. Теория правоведения не сливается со своими научными философскими обобщениями (понятиями и категориями, которыми фиксируется объективная диалектика развития общественной жизни и которые являются основными ориентирами специального изучения права. Как самостоятельная наука о особый предмет реального мира, теория правоведения имеет свою сферу исследование и применения результатов, которой прежде всего выступают система юридических знаний и практика нормативно-правового регулирования юридической деятельности. Однако теоретические обобщения и выводы относительно сферы нормативно-правового регулирования, имея собственную доказательную силу, способствуют в свою очередь углублению и обогащению социально-философского учения о праве как социальное явление, как отдельную форму общественного бытия, общественных отношений. Таким образом, разработка общей теории национального правоведения должна опираться на положительные знания не только о конкретно-историческое законодательство, юридические отношения, но и о праве как социальное общечеловеческое явление, его роль в организации совместной комбинированной деятельности и сожительства людей. Только объединение выходных выводов и абстракций социально-философского учения о праве как определенную социальную форму основных общественных взаимосвязей с предметными (отраслевыми) юридическими знаниями о его нормативную форму может образовать ту теоретико-методологическую основу, которая бы обеспечила развитие национальной теории правоведения как научной основы современной юридической практики, в частности законодательной деятельности.