Управление Ростехнадзора по Калужской области

Понятие и место таможенного контроля в системе функций Украинского государства

Таможенный контроль

Сущность, основные задачи и направления развития конкретного государства с наибольшей полнотой объективно оказываются в ее функциях, т. е. в основных направлениях деятельности, в том, какие задачи она ставит перед собой и какими формами и методами эта деятельность осуществляется. Как функции государства рассматриваются только те направления государственной деятельности, без осуществления которых она не в состоянии решать задачи, стоящие перед ней и обеспечивают развитие.

Данные функции объективно обусловливаются достигнутым уровнем экономического и социального развития общества, а также тактическими и стратегическими целями, которые ставит перед собой государство. Именно поэтому функциональная характеристика конкретного государства дает одно из наиболее полных представлений о ней. Термин «функция» в переводе с латинского означает - осуществить, выполнить. Одно из понятий функции государства предоставляется В. Котюк: «Функции государства - это возможные и реальные основные направления деятельности государства и его органов по обеспечению потребностей и интересов общества, конкретизируются в задачах, целях и социальном назначении». Согласно классификации, проведенной В. Котюк и другими учеными, основные функции государства распределены по следующим критериям: 1) в зависимости от разделения власти на законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные и контрольно-надзорные. Они обеспечивают функции управления обществом и государством; 2) в зависимости от их роли в обществе - основные и второстепенные, 3) в зависимости от сферы влияния и осуществления - внутренние и внешние; 4) в зависимости от сферы общественной жизни - экономические, политические, социальные, гуманитарные, экологические, 5) в зависимости от срока исполнения - постоянные и временные.

Некоторыми специалистами также поднята проблему анализа принципов организации и функционирования государственной власти, которая предлагалась в двух аспектах. К первому отнесены дифференцированное изучение отдельных ветвей государственной власти, цель которого - тщательное описание специфических признаков отдельных функций законотворчества, управления и осуществления правосудия. Ко второму аспекту отнесены «интегративный путь решения проблемы, который предусматривает выделение на основе определенного абстрагирования от процессов функционирования отдельных ветвей государственной власти общих закономерностей последнего как единой и целостной системы комплексной политико-правового взаимодействия».

Относительно понятия «государственная власть», то оно неоднократно встречается в Конституции Украины.

Очень сложные и ответственные задачи по обеспечению экономических интересов Украины предстали перед таможенниками после провозглашения независимости нашего государства. Они требуют принципиально новых подходов, существенного вклада каждой таможне, каждого сотрудника в дело создания государства, правопорядка, укрепления экономического потенциала Украины. Государственная таможенная служба Украины постоянно проводила работу по совершенствованию и максимальной оптимизации структуры таможенной системы Украины, с ее соответствия современным экономическим и хозяйственным требованиям, защищала экономические интересы государства, постоянно уделяла внимание дальнейшему развитию и обустройству таможенной границы Украины на уровне современных международных стандартов. Учитывая указанное, Государственная таможенная служба Украины стала на современном этапе гибкой государственной структурой, адаптированной к экономическим реформам, активно осуществляются Украиной. Подтверждением динамичности таможенной структуры являются изменения в инфраструктуре, повышение государственного статуса, кардинального усиления фискальной и правоохранительной функций.

Активная международная деятельность Госпошлина-службы в течение трех лет способствовала росту авторитета Украины в мировом сообществе, совершенствованию деятельности таможенных органов. Сегодня таможенная служба Украины широко применяет передовые технологии и решения, которые не знают аналогов не только в таможенных службах стран СНГ, но и во многих развитых странах мира.

Для определения места таможенного контроля в системе функций Украинского государства нужно детальнее рассмотреть признаки и функции таможенного контроля. Определение «таможенного контроля» содержится в ст. 1 Таможенного кодекса Украины (в ред. От 11 июля 2002 p.). Под ним предлагается понимать совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в пределах своей компетенции для обеспечения соблюдения норм Таможенного кодекса Украины, законов, других нормативно-правовых актов по вопросам таможенного дела, международных договоров Украины (согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой), заключенных в установленном законом порядке, контроль за выполнением которых возложен на таможенные органы (п. 15 ст. 1).