Управление Ростехнадзора по Калужской области

Определяющая роль монистической теории верховенства международного права на современном этапе развития межгосударственных отношений
Определяющая роль монистической теории верховенства международного права на современном этапе развития межгосударственных отношений

Вопросы соотношения международного и внутригосударственного права в Украине регулируется Законом Украины "О международных договорах Украины" от 22 декабря 1993 Согласно ст. 17 данного Закона заключенные и надлежащим образом ратифицированные международные договоры Украины составляют неотъемлемую часть национального законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства. Если международным договором Украины, заключение которого состоялось в форме закона, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины, то применяются правила международного договора Украины. Статья 7 указывает, что в случае, когда международный договор Украины содержит положения, противоречащие Конституции Украины, его ратификация возможна после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины.

Закон Украины "О действии международных договоров на территории Украины" отмечает: исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, общепризнанных принципов международного права, стремясь обеспечить незыблемость прав и свобод человека, включиться в систему правовых отношений между государствами на основе взаимного уважения государственного суверенитета и демократических основ международного сотрудничества , Верховная Рада Украины постановила, что заключенные и надлежащим образом ратифицированные Украиной международные договоры составляют неотъемлемую часть национального законодательства и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства 10, с. 137.

Похожее положение содержит Декларация о государственном суверенитете Украины, которая провозглашает признание "преимущества общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм международного права над нормами внутригосударственного права".

Конституция Украины в ст. 9 содержит норму, согласно которой "действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Заключения договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины ".

Однако особого внимания заслуживает Закон Украины "О выполнении решений и применении практики Европейского суд по правам человека" от 23.02.2006 г. Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с обязанностью государства выполнить решение Европейского суда по правам человека по делам против Украины; с необходимостью устранения причин нарушения Украиной Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней; с внедрением в украинское судопроизводство и административную практику европейских стандартов прав человека; с созданием предпосылок для уменьшения числа заявлений в Европейский суд по правам человека против Украины. В ст. 17 закона указано, что суды применяют при розгдяди дел Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику Европейского суда по правам человека как источник права. То есть эта норма впервые в Украине признала верховенство международного договора над законодательством Украины. Об этом четко сказано в ст. 13 закона, которая отмечает, что в целях обеспечения соблюдения государством положений Конвенции, нарушение которых установлено Решением суда, обеспечения устранения недостатков системного характера, которые лежат в основе обнаруженного Судом нарушения, а также устранения основания для поступления в Суд заявлений против Украины, вызванных проблемой, что уже было предметом рассмотрения в Суде применяются меры общего характера, в частности: внесение изменений в действующее законодательство и практики его применения; внесении изменений в административной практике, обеспечение юридической экспертизы законопроектов; обеспечение профессиональной подготовки по вопросам изучения Конвенции и практики Суда работников, профессиональная деятельность которых связана с правоприменением; другие мероприятия, которые определяются государством-ответчиком в соответствии с Решением Суда с целью обеспечения устранения недостатков системного характера, прекращения вызванных этими недостатками нарушений Конвенции и обеспечения максимального возмещения последствий этих нарушений.