Управление Ростехнадзора по Калужской области

Юридический статус общественных правозащитных организаций в Украине: проблемы и возможности совершенствования

В статье говорится о юридическом статусе общественных правозащитных организаций в Украине, рассматриваются проблемы их формирования и деятельности.  Приведена классификация общественных правозащитных организаций по различным критериям. Обоснована необходимость принятия специального Закона "Об общественных правозащитные организации в Украине". Высказываются конкретные предложения по проекту закона.

Государство Украина в своей Конституции провозглашает высшей ценностью государства человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность (ст. 3 В осуществлении и защите прав человека и гражданина важную роль играют различные общественные организации - особенно те из них, которые профессионально "специализируются" именно на этой деятельности и поэтому могут считаться чисто правозащитными.

В мировой практике общественные организации называют неправительственными организациями (далее - НПО).Определение, предложенное в Энциклопедии публичного международного права, характеризует такие организации как "частные объединения, федерации, союзы, общества, группы не основаны правительством или межправительственным соглашением, которые способны играть определенную роль в международных отношениях своей деятельностью, члены которых имеют независимое право голоса. Членами неправительственных организаций могут быть как индивидуальные лица (отдельные граждане), так и юридические "12, с. 5.

Но понятие "неправительственные организации" является, бесспорно, шире понятия "общественные правозащитные организации" (далее - ОПО), поскольку политические партии не являются ГПО, но рассматриваются как неправительственные организации или группы 12, с. 5. Существует и другой подход к определению НПО. Например, в Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе является положение о том, что в эти организации (НПО) не относятся политические партии 18, с. 20.

И. Понятие и признаки ГТО. Вопрос отнесения организаций к правозащитным в законодательстве Украины непосредственно не урегулирован, поскольку в нем не предусмотрен такой вид объединений граждан. Исключением является Закон Украины "Об обращениях граждан" от 2 октября 1996 г., где субъектом подачи жалобы в интересах гражданина указано организацию, которая осуществляет правозащитную деятельность (ч. 5 ст. 16) или правозащитную функцию (ст. 18. Но этим, увы, и ограничено упоминания в законодательстве Украины о подобных организации. Поэтому попробуем предложить определенный подход к решению этого вопроса (опираясь, в частности, на проведенном нами конкретно-социологическое исследование деятельности ОПО в Украине).

Прежде подадим признаки ГТО, которые отличают их от других объединений граждан. К таковым относятся:

  1. Создания и существования ГПО только как негосударственного объединения граждан.
  2. Поскольку в деятельности ОПО возможен ее конфликт с государственными органами или учреждениями разных уровней, или же конкуренция между государственными правоохранительными органами и ГПО, то государство, видимо, не должен принимать непосредственного участия в создании и организации деятельности ОПО. Однако легализация (регистрация) ГПО должна осуществляться в рамках закона и, следовательно, в специализированных государственных органах.
  3. Определяющей уставной целью ГТО должна быть деятельность по защите прав человека, то есть правозащитная деятельность.