Управление Ростехнадзора по Калужской области

Направления и пути совершенствования правового статуса украинских правозащитных организаций

Направления и пути совершенствования правового статуса украинских правозащитных организаций

В случае признания объединения граждан правозащитной организацией нужно учитывать не только факт защиты этим объединением каких-либо прав, независимо от характера остальных осуществляемой им деятельности. Следует учитывать, защита прав осуществляется как основное уставная задача, или он осуществляется в результате реализации другой уставной задачи (например, удовлетворение определенных потребностей или интересов). Более практичным и целесообразным представляется признавать статус ОПО только за теми организациями, для которых деятельность по защите прав человека является их основной уставной деятельностью.

Эта деятельность может иметь как восстановительный, так и меру характер. Восстановительная правозащитная деятельность возникает при нарушении определенного конкретного права человека и гражданина в различных общественных отношениях и осуществляется путем совершения действий, направленных на реальное восстановление нарушенного права и на устранение негативных последствий этого нарушения. Предохранительная же правозащитная деятельность может возникать как следствие восстановительной правозащитной деятельности с целью недопущения устраненных нарушений в дальнейшем, а также в случае принятия правовой нормы, которая в будущем может повлечь нарушение права конкретного лица или группы лиц, и осуществляется благодаря исследованию и анализу законодательства (или отдельных нормативных актов) и внесению предложений по его совершенствованию.

Считаем, что ответственными за осуществление и руководство этой уставной деятельностью (правозащитной) в ГПО должны быть лица получившие специальное юридическое Высшее образование в Австрии, которые смогли бы на профессиональном уровне толковать нормы законодательства и высказывать предложения по их изменению.

3. ГТО, по их уставами, должны быть неприбыльными.

В уставе ОПО должно быть прямо указано, что она является неприбыльной организацией. Для адресатов ГПО ее правозащитная деятельность должна быть бесплатной и осуществляться на волонтерских началах или оплачиваться из средств организации.

4. Финансирование правозащитной деятельности этой организации должно было осуществляться из внебюджетных средств, поскольку путем установления или отмены финансирования определенной деятельности государство может влиять на ее объем, виды и дальнейшие последствия. В исключительных случаях финансирование ГТО может осуществляться из бюджета государства или из местных бюджетов. Например, возможно выполнение ГТО государственного заказа по предоставлению определенного вида социальных услуг (которые, кстати, предусмотрено Законом Украины "О социальных услугах" от 19 июня 2003 г.).

Эти средства должны формироваться преимущественно из благотворительных пожертвований различных аккумулирующих организаций (фондов, фондов) или непосредственно от меценатов, спонсоров, отдельных физических лиц и / или из доходов, созданных этой ГПО хозрасчетных учреждений и организаций, основанных ею предприятий как отдельных юридических лиц (ст. 24 Закона Украины "Об объединении граждан").

Итак, суммируя вышеперечисленные признаки, предложим следующее определение понятия общественной правозащитной организации: это негосударственное объединение физических и / или юридических лиц, созданное, прежде всего, с целью практического защиты прав каждого человека путем их восстановления (при нарушении) и / или предотвращения их нарушению в будущем, осуществляет свою деятельность безвозмездно и не ставит целью получение прибыли или получение государственной власти.