Управление Ростехнадзора по Калужской области

Критерии классификации украинских неправительственных правозащитных организаций, их правовой статус и особенности деятельности

Критерии классификации украинских неправительственных правозащитных организаций, их правовой статус и особенности деятельности

По мнению правозащитников, главными задачами их деятельности является воспитание гражданского самосознания, уважения к праву и повышение информированности граждан о правах человека 8, с.  8.

Считаем, что основными задачами ОПО должны быть: 1) обеспечение в обществе и в государстве состояния максимального соблюдения, охраны и защиты прав человека, 2) предоставление бесплатной правовой помощи населению, в том числе консультаций по правовым вопросам, 3) проведение мониторингов нарушений прав человека у реальной жизни и у законодательстве и 4) осуществления мер по защите нарушенных прав человеку и гражданина конкретные ситуациях и / или предотвращение их нарушений в будущем.

IV. В ГПО в Украине существует немало проблем в их деятельности. Отметим основные.

Как и в других странах, одной из них является недостаточность информации о выполнении их правительствами своих обязательств, установленных различными международными договорами в области прав человека, в том числе соглашениями ООН 13, с. 13. ГПО должны получать информацию о докладе, которые подает правительство, и о том когда они должны рассматриваться соответствующими комитетами ООН, а также получать протоколы слушаний по информационных центров ООН. Кроме того, ГТО могут подавать свои собственные доклады по вопросам, о которых отчитываются их правительства- это предоставит достоверности или, возможно, возразит информацию, которую подает правительство. "Правительства будут чувствовать свою ответственность перед обществом только при условии, что НПО приложат усилия к представлению своей собственной информации в центр ООН по правам человека в Женеве для последующей передачи в соответствующий комитет по контролю за соблюдением прав человека" 13, с. 13.

Также ГТО могут вносить свой вклад в представления информации в наблюдательные институтов Совета Европы в области прав человека. Так, в практике Европейского Суда по правам человека принято резюме amicus curiae от заинтересованных организаций. Итак, согласно правилам этого суда любое лицо, права которого нарушены, кроме подателя жалобы, может представлять письменные заявления по определенным вопросам. Тем не менее частные лица или группы обязаны доказать, что они имеют ярко выраженный интерес по данному делу, а также то, что их вмешательство обусловлено необходимостью надлежащего отправления правосудия 13, с. 13.

Самым главным ограничением деятельности общественных правозащитных организаций, по мнению Т. Андрусяка, является легализация объединения граждан. Вторым существенным недостатком является тот факт, что за регистрацию, которая является обязательной, взимается регистрационный сбор, размер которого весьма значителен. То есть для подавляющего количества людей, учитывая нынешнее экономическое положение, право на объединение является настоящей роскошью, которую не каждый себе позволит 1, с. 91.

С целью выяснения конкретных проблем и препятствий в деятельности ОПО в Украине мы приняли участие в организованном Львовской лабораторией прав человека Академии правовых наук Украины анкетном опросе, которым было охвачено около 30 ГПО. В результате этого исследования были выявлены следующие основные проблемы деятельности ОПО в Украине: отсутствие постоянного финансирования, отсутствие оргтехники и помещения- ограниченный доступ к информации государственных учреждений, правоохранительных органов по вопросам нарушений прав человека- непонимание необходимости деятельности ГПО со стороны государственных служащих а, иногда, и игнорирование самого факта их существования- недостаточная юридическая квалификация членов организаций- незнание международных норм по правам человека- труднодоступность СМИ- трудности с привлечением волонтеров к деятельности ГПО и участие в этих организациях лиц преимущественно пожилого возраста.

V. Проблемы правового регулирования ГТО в Украине. Как отмечено, в Законе Украины "Об объединении граждан", общественной организацией является объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов. Хотя ГТО и регистрируют на основании настоящего Закона, однако органы государственной регистрации юридических лиц вряд ли правомочны это делать, поскольку целью ГПО является защита прав и законных интересов всех лиц, а не только их учредителей или участников. Отметим, что случаев отказа в регистрации ОПО на основании несоответствия уставных целей этой организации в. 3 этого Закона в последнее время становится все более 7, с. 8. По нашему мнению, это объясняется все более большими препятствиями, которые создавали НПО, и в частности ГТО, в осуществлении - при прежнем режиме - злоупотреблений государственными органами разных уровней. Для судебного обжалования отказа в регистрации ОПО возникла реальная преграда - письмо Высшего арбитражного суда Украины № 01-8/319 от 6 июля 2000 p. В нем указано, что "объединения граждан создаются для совместной реализации его членами (участниками) своих прав и свобод на основе единства интересов и выполнения обязанностей, отражающие главную цель, задачи, направления, формы и методы деятельности объединений" .