Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правовое регулирование правозащиты в Украине: юридический статус и направления деятельности общественных организаций

Правовое регулирование правозащиты в Украине: юридический статус и направления деятельности общественных организаций

является еще одним основанием для установления специфического правового регулирования деятельности ОПО, в частности путем принятия специального закона о ГТО. Ведь законодатель счел нужным принять Закон Украины "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах" от 17 октября 1997 г., хотя творческие союзы также являются объединениями граждан и им, казалось бы, было достаточно действовать на основании общего закона.

Закон Украины "Об объединении граждан" регулирует общие принципы деятельности всех общественных объединений.Однако во многих странах деятельность каждой из этих организаций регламентируется отдельным законом 17, с.27. В Украине эта ситуация несколько улучшилась за последние несколько лет после принятия законов, отдельно регулирующие деятельность политических партий, творческих союзов, молодежных и детских организаций. Но большое количество общественных организаций все еще не имеют специфического правового регулирования, к ним относятся и ГПО.

По мнению А. Ткачука, высказанную еще в 1998 г., что в целом удовлетворительно разрешив постсоветскую правовую пустоту в области «третьего сектора», Закон "Об объединении граждан" на сегодня выглядит несколько архаично. Ведь относительная удачность его на первом этапе формирования общественных организаций стала одной из причин того, что многие насущных проблем, стоящих перед общественными организациями Украины, сегодня не получили должного решения в настоящем Законе, и сейчас они вышли на первый план 17, с. 28. Можем констатировать, что и доныне кардинальных сдвигов в этом направлении не произошло.

Также законодательно существенно ограничены возможности для финансирования деятельности украинских ГТО. Законодательство о налогообложении не отделяет НПО / ГПО от институтов, созданных с целью получения прибыли."Фактически украинское НПО не могут зарабатывать средства для поддержания своей уставной деятельности, иначе они теряют статус неприбыльных. Законодательство не поощряет благотворительную деятельность предпринимателей, они могут направить на благотворительную деятельность только 4 от прибыли, не облагаются налогом. Для правозащитных НПО в Украине, главным условием деятельности которых является независимость от государства, бизнеса, политических партий и т.д., почти не единственным источником финансирования остаются средства западных благотворительных фондов. Опыт работы с последними доказывает, что правозащитные организации сохраняют при этом свою независимость "7, с. 8.

Первый шаг к специализации юридического статуса ОПО в Украине было сделано в Законе Украины "Об обращениях граждан" от 2 октября 1996 Там, как уже отмечалось, было установлено, что "жалобы в интересах гражданина по его полномочию, оформленному и установленном законом порядке, может быть подано ... организацией, осуществляющей правозащитную деятельность" (ст. 16), и что гражданин, обратившийся с заявлением или жалобой в органы государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации, должностных лиц, имеет право пользоваться услугами организации, которая осуществляет правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке (ст. 18. Это были новые принципиально важные положения в юридическом регулировании деятельности ОПО. Однако этого недостаточно.