Управление Ростехнадзора по Калужской области

Защита прав человека: проблема верховенства международного права по отношению к внутригосударственному

Защита прав человека: проблема верховенства международного права по отношению к внутригосударственному

Если речь идет о стадии международного и национального правотворчества, то даже противники монистической концепции признают, что "на стадии правотворчества можно говорить о примате принципов и норм международного права в смысле их опережающего развития и влияния на демократические процессы в национальном нормотворчестве" 8, с. 217.

Не углубляясь в промежуточные этапы соотношение этих двух правовых систем, отметим, что согласование норм международного и внутригосударственного права практически может происходить как на стадии правотворчества, так и на стадии правоприменения. По мнению проф. В.Г. Буткевича, согласования международного и внутригосударственного права заключается в организационно-правовой политической деятельности государств и других субъектов права, служит выработке подобных или общих форм нормативных предписаний и их реализации в соответствии с нормами обеих правовых систем.Такое согласование может быть односторонним или двусторонним. Одностороннем согласования применяются в случае приведения в соответствие норм внутригосударственного права с нормами международного права. В основном узгодення международного и внутригосударственного права является двусторонним 3, с. 210.

В современной правовой литературе указывается потребность сотрудничества и углубления интеграции между государствами, что должно происходить на основе именно принципа приоритета международного права. Профессор А.Х. Саидов считает, что соблюдение такого принципа значительное влияние на национальные правовые системы. Это проявляется, в частности:

  1. В введении в национальную правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права. Этим конституции государств воплощают достижения цивилизации, в том числе систему общечеловеческих ценностей, общепризнанные принципы права, фундаментальные права и свободы человека. Итак, государство, считает себя неотъемлемой частью мирового сообщества, не только воспринимает, но и развивает высокие идеалы человечества.
  2. В включении в национальную правовую систему международных договоров. Это означает, что в случае противоречий между международным договором и национальным законодательством, правоприменительные органы должны руководствоваться нормами международного договора.
  3. В признании прямого действия международно-правовых принципов и норм в области прав человека 19, с. 83.

Можно утверждать, сегодня вопрос соотношения международного и внутригосударственного права по правам человека имеет тенденцию решаться путем гармонизации правовых систем. По мнению проф. Н. Малышевой "гармонизация, заявленная как целевая установка правотворческого процесса, должна« включать »определенные механизмы получения наиболее высокой степени согласованности и совместимости, систем, которые гармонизируются" 11, с. 27. Поэтому одной из важнейших функций национальных правотворческих органов является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами- ратификация важнейших для государства договоров, разработка и принятие законов, определяющих условия и способы имплементации норм международного права в национальную систему правопорядка 20, с.490.

Впрочем, надо согласиться с проф. В. Опрышко, который считает, что рассматривая проблемы гармонизации национального законодательства с международным правом, важно методологически правильно подойти к выяснению их причин и путей решения, а именно "к механизму последнего, который бы олицетворял методы решения данной задачи" 11, с. 25. Самым оптимальным вариантом, должно быть приведение норм национального законодательства с международными стандартами.Итак, есть все основания рассматривать нормы и принципы международного права и как правотворческий фактор развития внутригосударственного законодательства.