05.2001 г. № 2406-III-Закон Украины "О государс..." /> Сертификация продукции: что изменилось

Управление Ростехнадзора по Калужской области

Сертификация продукции: что изменилось

Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины" № 2116-IV внесены изменения в:

  1. Закон Украины "О подтверждении соответствия" от 17. 05.2001 г. № 2406-III-
  2. Закон Украины "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" от 19.12.1995 г. № 481/95-ВР (далее - Закон № 481)-
  3. Закон Украины "О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья" от 23.12.1997 г. № 771/97-ВР (далее - Закон № 771).

Значимость Закона № 2116 очень велика. И для того, чтобы оценить это в полной мере, вспомним, что на 1 января 2005 года было запланировано вступление в силу постановления КМУ "О внесении изменений в Порядок занятия торговой деятельностью и Правила торгового обслуживания населения" от 15.10.2003 г. № 1611. Этим постановлением предусмотрено наличие у каждого субъекта предпринимательской деятельности, реализующего товары, копий сертификатов соответствия государственной системы сертификации или копий свидетельств о признании соответствия на защищенных голографическими элементами бланках на товары, подлежащие обязательной сертификации. Обеспечить всех покупателей (как оптовиков, так и розничные торговые точки) копиями сертификатов на защищенных голографическими элементами бланках должны были, по всей видимости, производители или импортеры товаров. Трудно представить колоссальные затраты производителей и импортеров на реализацию этого требования законодательства, особенно если учесть, что оформить сертификат нужно на каждую изготовляемую (импортируемую) партию товаров.

Приятно информировать вас, уважаемые читатели, что этому не суждено сбыться. Причина - принятие Закона № 2116.

Розничные продавцы табачных изделий также могут с облегчением вздохнуть. Дело в том, что п. 9 Правил розничной торговли табачными изделиями, утвержденных постановлением КМУ от 24.07.2002 г. № 218 (далее - Правила № 218), предусматривает уже сейчас (начиная с 21.05.2003 г.) наличие у них сертификатов соответствия на защищенных бланках. Это требование на практике не применялось, так как противоречило Закону № 481. О незаконности этой нормы говорилось и в письме Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности от 15.07.2003 г. № 06-10/593. Теперь эта формальная угроза устранена на законодательном уровне.

Укажем на дополнение, которое внесено Законом № 2116 в абзац шестой ст. 20 Закона № 771. Так, в случае маркировки производителем или импортером каждой единицы пищевого продукта знаком соответствия на основаниях и в порядке, предусмотренных законами Украины, наличие сертификатов соответствия или свидетельств о признании соответствии является обязательным только для самого производителя или импортера пищевых продуктов. Иными словами, только по тем продуктам питания, каждая единица которых промаркирована, будет достаточно внести номер сертификата в отгрузочные документы. При отсутствии маркировки на каждом пищевом продукте наличие копии сертификата, заверенного поставщиком у субъекта предпринимательской деятельности, и далее будет обязательно.

И последнее. Законом № 2116 отменено обязательное подтверждение соответствия и обязательная сертификация сырья, которое используется в производстве спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового, алкогольных напитков и табачных изделий.

Также не подлежат подтверждению соответствия (в том числе сертификации) образцы спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового, алкогольных напитков и табачных изделий, которые ввозятся на таможенную границу Украины субъектом предпринимательской деятельности, имеющим лицензию на право производства соответствующей продукции, для проведения исследований или испытаний в аккредитованной лаборатории, которая принадлежит такому субъекту предпринимательской деятельности.

Теперь о насущном. Сейчас согласно п. 39 Порядка занятия торговой деятельностью и правил торгового обслуживания населения, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.1995 г. № 108, п. 5 Правил розничной торговли алкогольными напитками, утвержденных постановлением КМУ от 30.07.1996 г. № 854, п. 8 Правил № 218 у субъектов предпринимательской деятельности, реализующих товары, подлежащие обязательной сертификации, должны быть копии сертификатов качества, заверенные поставщиком.

Причем за отсутствие сертификата качества на субъекта хозяйственной деятельности может быть наложен штраф в размере 50% стоимости полученной партии товара, но не менее 170 грн. (абзац четвертый п. 2 Положения о порядке наложения штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей, утвержденного постановлением КМУ от 17.08.2002 г. № 1177). Если субъект освобожден от обязательного ведения учета доходов и расходов, то размер штрафа составляет 170 грн.

Согласно Закону № 2116 требование об обязательном наличии копии сертификатов у субъектов хозяйствования исключено. Теперь отпуск товаров, подлежащих обязательной сертификации, осуществляется путем указания регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании, соответствия и/или декларации о соответствии в документах на отгружаемые товары (т. е. в расходных накладных, товаротранспортных накладных, других документах на отгрузку).

Причем такой порядок действует как при отгрузке продукции от производителя поставщикам (как правило, официальным дистрибьюторам), так и при дальнейшей реализации этой продукции поставщиками.

Техническая реализация новых правил и возможные сложности

Для розничной торговли, на первый взгляд, это более чем положительный момент: в торговых точках не будет накапливаться ворох копий сертификатов по получаемым товарам в разрезе каждой партии таких товаров. Единственное, за чем нужно следить торговой точке, это чтобы в накладной от поставщика был указан номер сертификата.

Для оптовиков (включая официальных дистрибьюторов) указанный выше порядок упрощенным можно назвать условно. Ряд усложнений в учетной работе вызван необходимостью указания в отгрузочных документах номеров соответствующих сертификатов (свидетельств, деклараций).

Хотим обратить ваше внимание, что Закон № 2116 не предоставляет производителям и поставщикам альтернативы: либо указывать в отгрузочных документах номера сертификатов, либо выдавать заверенные копии сертификатов. По Закону № 2116 в документах, согласно которым передается соответствующая продукция, обязательно указываются номера сертификатов. Логичнее было бы право выбора все же оставить за производителями и поставщиками. И вполне возможно, что подобные разъяснения официальных органов вскоре появятся.

Кроме того, поставщику очень внимательно нужно будет отслеживать соответствие отпускаемой партии товара номеру сертификата на нее. Ведь у поставщика на складе может находиться товар, относящийся к разным партиям выпуска (импорта), а значит, у него будет и несколько сертификатов на этот товар под каждую партию соответственно. И на практике вполне может возникнуть ситуация, когда регистрационный номер сертификата, указанный в накладной, не будет соответствовать фактически отгруженной покупателю партии товара. Реальна ситуация и обычной ошибки (описки) при указании поставщиком номера сертификата в накладной.

Как мы уже отмечали, розничные точки обязаны следить только за наличием номера сертификата в накладной от поставщика. Если органы защиты прав потребителей при проверке обратятся к производителю с требованием предоставить им копию сертификата, зарегистрированного под этим номером, и выяснится, что этот сертификат не соответствует партии товара, находящейся в торговой точке, возникнет вопрос: кто виноват и на кого налагать штраф?

Виноват, безусловно, оптовик. А вот кто будет наказан, еще вопрос.

Напомним, что сейчас штраф предусмотрен для субъектов, реализующих товары, подлежащие обязательной сертификации, без наличия сертификата. Трансформировав эту норму под Закон № 2116, получается, что штраф будет налагаться на субъектов, реализующих товары, качество которых не подтверждено номером сертификата в накладной. На оптовика наложить этот штраф в данном случае нет оснований: он реализует товар, подтвержденный сертификатом, который выдал соотвествующий центр сертификации (номер сертификата в накладной, полученной от производителя, правильный). А вот розничный продавец, получается, реализует товары, не подтвержденные сертификатом (номер сертификата не соответствует этому товару (этой партии товара)). И формально на него может быть наложен штраф, хотя его вины в этом нарушении нет. Будем надеяться, что здравый смысл контролирующих органов не позволит штрафовать ни в чем не повинные розничные торговые точки.

Мы предостерегаем субъектов хозяйственной деятельности о такой возможной проблеме и призываем оптовые предприятия максимально внимательно следить за правильностью внесения номеров сертификатов в накладные.

Первое, что необходимо сделать производителям, их официальным дистрибьюторам, другим поставщикам, это ввести в документ на отпуск продукции новую графу "Номер сертификата соответствия".

Кроме того, рекомендуем производителям все же передавать обычные (не заверенные) копии сертификатов своим дистрибьюторам.

Поставщикам, в том числе дистрибьюторам, необходимо также организовать аналитический учет поступивших и выбывших товаров по соответствию номеров сертификатов на них. Иными словами, нужно полностью привести в соответствие отпуск товара со склада установленному на предприятии методу учета выбытия запасов. Если, к примеру, на оптовом предприятии применяется метод ФИФО ("первый пришел - первый ушел"), то и со склада в строгом порядке сначала должны отпускаться товары более ранней по поступлению партии.

Завершая анализ норм Закона № 2116, выразим уверенность, что он направлен все-таки на облегчение, а не на усложнение работы предприятий. В связи с этим надеемся, что затронутые нами проблемы его реализации не получат развития на практике. И все же оставить их без внимания мы не могли.