Управление Ростехнадзора по Калужской области

Всемирное наследие в концепции общего наследия. Часть четвертая

Всемирное наследие в концепции общего наследия

5. Согласно нормам международного права субъекты (в данном случае только государства) могут нести ответственность за невыполнение условий Конвенции. В частности, нарушения государством условий сохранения объекта всемирного наследия может привести к исключению его из Списка, следствием чего выступит отказ международного сообщества по просьбе государства о предоставлении помощи.

6. Принципиальными моментами отличия концепции общего наследия от всемирного наследия являются: субъект всемирного наследия является двойным (государство и человечество), субъектом общего наследия является все человечество (хотя относительно признания человечества субъектом международного права существуют достаточно противоречивые взгляды 9). Объекты всемирного наследия принадлежат государству, объекты общего наследия - всему человечеству в целом. Объекты общего наследия могут предоставляться отдельным государствам во временное пользование, таким правом другие государства не обладают относительно объектов всемирного наследия. Управление объектами всемирного наследия осуществляет государство, а управление объектами общего наследия - международные организации, представляющие все международное сообщество.

Необходимость выработки единого концептуального подхода в правовом режиме объектов подчеркивается тем, что эти объекты представляют выдающуюся ценность для всего человечества, как на современном этапе, так и для будущих поколений. Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что концепция общего наследия соотносится с концепцией всемирного наследия как целое и часть, а «всемирная наследие» является особым объектом «общего наследия». Причем концепция всемирного наследия имеет свои особенности. Итак, под последней понимается объекты культуры и природы, признанные международным сообществом как обладающие выдающейся универсальной ценностью для всего человечества согласно соответствующим нормам международного права.

Украина ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия в 1988 г. Верховным Советом Украины 8 июня 2000 принят Закон Украины «Об охране культурного наследия», в котором нашли отражение ряд основных идей, заложенных Конвенцией 1972. Важное значение приобрел факт включения от Украины в 1990 г. в Список всемирного наследия Собора Св. Софии с ансамблем монастырских сооружений и Киево-Печерской лавры, а в 1998 г. - исторического центра Львова. Началась работа по включению в этот список Национального заповедника «Херсонес Таврический» и исторической части г. Каменец-Подольского. Украина несет ответственность перед мировым сообществом за судьбу памятников, находящихся на ее территории, и которые являются неотъемлемой составляющей всемирного наследия человечества. Одной из наиболее острых проблем, которая существует в Украине в этой сфере, - это проблема относительно строительства в охранной зоне памятников всемирного наследия. Нарушение государством условий сохранения объектов всемирного наследия может привести к исключению их из Списков, создать для Украины осложнения в случае последующего их пополнения. Поэтому не случайно проблемы охраны культурного наследия Украины, в том числе и всемирной, стали предметом рассмотрения на парламентских слушаниях в Верховной Раде Украины, правительством было принято комплексную программу сохранения объектов Национального заповедника «София Киевская» на 2003-2010 гг. и т. д.

Проблемы, связанные с сохранением всемирного наследия в Украине, является следствием халатного отношения ко всей ее культурного наследия, требует принятия срочных мер по улучшению положения в законодательной, организационной и других сферах.