Управление Ростехнадзора по Калужской области

Омбудсман по правам ребенка: проблемы формирования и развития в мире и в Украине. Часть четвертая

Уполномоченный по правам ребенка

Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области обязан предоставить лицу или органу, действия которого обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки. С этими объяснениями может быть ознакомлен заявитель, Омбудсман должен также информировать заявителя о ходе расследования жалобы.

 

Закончив рассмотрение дела, омбудсман имеет право: а) принять и направить органу или должностному лицу, в действиях которых он усматривает нарушение прав ребенка, свое решение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав ребенка и недопущения подобных нарушений в дальнейшем (копия этого решения направляется вышестоящей организации органа или должностного лица, действия которых обжалуются), б) внести компетентным органам представление о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых обнаружены нарушения прав ребенка. В случае обнаружения в процессе исследования жалобы признаков уголовного преступления омбудсман передает все имеющиеся у него материалы дела органам, которые уполномочены возбудить уголовное дело, и прекращает дальнейшее производство по делу, уведомив об этом заявителя. Если нарушение прав ребенка выявлены в деятельности правоохранительных органов, Уполномоченный доводит такие факты непосредственно до сведения главы администрации Волгоградской области. Орган или должностное лицо, получив решение Уполномоченного, обязаны рассмотреть его в месячный срок и направить Уполномоченному письменный ответ о результатах рассмотрения решения и принятые по нему меры.

 

По результатам рассмотрения жалоб, заявлений и обращений граждан, изучение обстановки в регионе и исследование разнообразной информации по поводу нарушений прав ребенка Уполномоченный может направить органам и должностным лицам, наделенным правом законодательной инициативы, предложения о внесении изменений в действующее законодательство, если он считает, что действия и решения, нарушающие права ребенка, совершаются на основании и в соблюдение действующего законодательства или в силу существующих пробелов в праве, а также если действующего законодательства противоречит общепризнанным нормам и принципам международного права, международным договорам Российской Федерации и международным соглашениям Волгоградской области. Омбудсман может также направить государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации по совершенствованию административных процедур, касающихся проблемы надлежащего обеспечения прав ребенка, обратиться в Волгоградской областной думу с предложением создать комиссию по расследованию фактов нарушения прав ребенка, которые имеют особое общественное значение. По отдельным вопросам соблюдения прав ребенка он может направить Волгоградской областной думе и главе администрации области специальные доклады.

По завершении рассмотрения жалобы омбудсмен сообщает заинтересованному лицу, выявлены в ее жалобе нарушения прав ребенка. И если не выявлены - дает ему необходимые разъяснения, а если обнаружены - отмечает, какие меры были приняты им по восстановлению нарушенных прав ребенка или какие меры необходимо принять самому заявителю для дальнейшей защиты прав и интересов ребенка.

Не позднее месяца до окончания календарного года Уполномоченный представляет Волгоградской областной думе отчет о своей деятельности, в котором содержатся общие оценки, выводы и рекомендации, касающиеся проблемы обеспечения прав ребенка в Волгоградской области, называются государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, систематически нарушают права ребенка и уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению и защите. Ежегодный отчет Уполномоченного заслушивается на заседании Волгоградской областной думы. Копия отчета направляется главе администрации Волгоградской области.

При Уполномоченном для оказания ему консультативной помощи может создаваться экспертная группа по вопросам прав ребенка, которая должна состоять из лиц, имеющих необходимые знания в этой области.

Следует отметить, что региональные и местные омбудсмены России по правам ребенка играют значительную роль в охране и защите прав ребенка и подают весомую помощь Уполномоченному по правам человека Российской Федерации в этой сфере. По этой причине планируется ввести Уполномоченного по правам ребенка в Москве и ведется активная работа по созданию института федерального омбудсмена России по защите прав детей.

Считаем, что мировой опыт деятельности специализированных детских омбудсманов должен подтолкнуть наше общество к мысли о необходимости его внедрения и в Украине. Украинские дети, как и дети других стран мира, в силу своего возраста и зависимости от взрослых не могут быть полностью защищены от нарушений их прав в семье и обществе. И эффективной структурой, способной отстаивать их интересы на государственном уровне, может стать Уполномоченный по правам детей. Основными критериями целесообразности его внедрения должны быть его способность влиять на улучшение жизни детей и тот фактор, что существующая в стране система органов опеки и попечительства не гарантирует надлежащего обеспечения прав детей, прежде всего потому, что выполнение функций защиты прав несовершеннолетних возлагается, как правило, ведомственным структурам, объемы, работы которых достаточно большие и они могут эффективно охранять права детей. По этой же причине нельзя возлагать обязанность защищать права детей только на Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, хотя он и много делает в этом направлении. Должен быть весомый специализированный институт по защите прав детей. Его формирование - это проблема, которая требует внимания всех ветвей власти, всего общества.