Управление Ростехнадзора по Калужской области

Принципы права в системе гарантий защиты прав и законных интересов налогоплательщиков. Часть вторая

Система гарантий защиты прав

Слово «принцип - начало, основа- употребляется в разных значениях: 1) основное исходное положение какой теории, учения, науки, мировоззрения, политики, организации и т. п.- 2) внутреннее убеждение человека, определяет его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности- 3) основная особенность устройства некоего механизма, устройства.

С гносеологической точки зрения, категория «принцип» тесно связана с категориями «закономерность» и «сущность». Понятие «принцип» соотносится с категорией «идея» в том случае, когда во последней философы понимают внутреннюю логику, закон существования исследуемого объекта. Наконец, в самом широком понимании принцип началом, исходным пунктом, становлением бытия - в данном случае существования той или иной деятельности. Образно говоря, в принципах права содержится как бы «душа права», правовой системы.

Институт защиты прав и законных интересов налогоплательщиков как такой, который регулирует некую разновидность общественных отношений, базируется на собственных принципах, их законодательное закрепление и практическая реализация во многом зависят от политического и экономического курса, проводимого публичной властью.

Наряду с использованием общеправовых принципов и принципов юрисдикционного процесса защита прав и законных интересов налогоплательщиков в административном порядке базируется также на специфических принципах, направленных в упомянутом аспекте на охрану до процессуальных прав плательщиков. Эти принципы в определенной степени носят общий характер, обусловленный органической взаимосвязью между принципами права вообще и отдельно взятого его института, и в то же время имеют собственные особые признаки, связанные с особенностями регулирующих отношений.

Древнейшим принципом, направленным на защиту плательщиков, считается принцип согласия субъектов налогообложения нести налоговую нагрузку. Возникнув в эпоху средневековья (согласно феодального права любой господин должен был жить на доходы от своих владений, составляли обычные денежные поступления, и. не мог повысить налога без согласия вассалов, за исключением определенных случаев), упомянутый принцип находился у истоков парламентаризма. Именно поэтому законодательное оформление налога связывается с согласия плательщика на его взыскание.

Правда, названный принцип характерен для законодательства немногих стран, как правило, «малых» стран Европы, имеющих исторически сложившуюся активное рефератную практику (Лихтенштейн, Исландия). Наоборот, как Конституция Украины (ст. 74), так и конституции многих других государств исключают налоги из числа вопросов, которые могут быть вынесены на всенародное голосование.

Поэтому, несмотря на то, что в последние годы предпринимаются попытки рассмотрения налогообложения в свете теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо, В это время возможность согласования законопроектов фискального характера с волей отдельных плательщиков, а также непосредственное участие последних в правотворческой процессе ограничивается свободным мандатом парламентариев.

Следующий принцип, который рассматривается как вид юридических гарантий, обеспечивающих защиту прав налогоплательщиков, - принцип законности. Этот принцип, проходя через призму отраслевого законодательства, по моему мнению, может рассматриваться в следующих аспектах: во-первых, с целью обеспечения конституционного принципа неприкосновенности частной собственности, учитывая, что «налоги представляют собой нарушение этого права», только органа законодательной власти предоставляется возможность вводить налоги, во-вторых, система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами, в-третьих, предусматривает равенство перед законом субъектов налогового права. Вместе с тем в практическом применении данного принципа существуют проблемы. Полной реализации принципа законности не способствует наличие в действующих налоговых законах большого количества норм по диспозиции. Такие нормы содержат ссылки на различные подзаконные нормативные акты, инструкции, положения, правила. Эти подзаконные акты, как известно из практики, нередко не совершенны, содержащие противоречия, могут не соответствовать основным положениям, закрепленным в законах, а то и основополагающим принципам правового регулирования.