Управление Ростехнадзора по Калужской области

Принципы права в системе гарантий защиты прав и законных интересов налогоплательщиков. Часть третья

Институт защиты прав и законных интересов

Одним из важнейших постулатов института защиты прав и законных интересов налогоплательщиков является принцип справедливости. Практическая его реализация осуществляется через установленную государством систему налогообложения. «Такая система, за исключением отдельных случаев, не может быть чрезмерно жесткой для одних или бесконечно либеральной для других. Основой реализации этого принципа является установлены ориентиры социальной политики. Они выступают первичным явлением, а налоговая политика - вторичным. Если эти ориентиры установлены неправильно, то и налоговая политика не может быть справедливым».

Теории налогового права известны два подхода к реализации принципа справедливости. Согласно первому, так называемого принципа вертикальной справедливости, справедливой налоговой системой является та, где налоги, уплачиваемые плательщиками, соответствуют выгодам, которые последние получают от государства. Второй подход - принцип горизонтальной справедливости - предполагает, что плательщики, находящиеся в равном положении, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

Рассматривая содержание данного принципа через призму отечественного налогового законодательства, можно констатировать абсолютный дисбаланс мер защиты права государства и права налогоплательщика. И хотя примеры правового решения этой проблемы существуют и в европейских, и в англо-саксонских странах, на территории Украины, в условиях подобного правового вакуума, налогообложения часто приводит к невозможности реализации гражданами своих конституционных прав. Примером является реализация права собственности, равенство всех форм которой, в том числе государственной и частной, определены Основным Законом государства, но практически имеем лишь формальное равенство правовых статусов. Последний тезис также касается равенства прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов при защите своих интересов.

Следующий принцип - стабильности. Он должен гарантировать налогоплательщикам неизменность налоговых платежей и правил их взыскания в течение длительного срока. Закон Украины «О системе налогообложения» (ст. 3) устанавливает действие принципа стабильности сроком на один бюджетный год. Разумеется, никакой стабильности за такой срок достичь невозможно да еще в условиях постоянного нарушения данного принципа. Например, законы Украины «О налоге на добавленную стоимость», «О налоге на промысел» вступили в силу в течение бюджетного года - в течение срока действия принципа стабильности. Не способствует обеспечению стабильности и отсутствие прямого действия налоговых законов, которая порождает необходимость обязательных ведомственных разъяснений, что, в свою очередь, позволяет значительно чаще менять требования, обращенные к налогоплательщикам. В общем, учитывая вышеприведенное, реальный путь реализации принципа стабильности видится в разработке и принятии Налогового кодекса Украины. Принятие этого нормативного акта должен, в рассматриваемом контексте, закрепить механизм внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство, определить все этапы налогового процесса, обеспечив прямое действие налогового закона.

Следующему принципу, который можно выделить в системе юридических гарантий защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, является принцип единства прав и обязанностей. Его содержание, в указанном контексте, заключается в том, что предоставленные налогоплательщикам права и свободы должны неразрывно сочетаться с обязанностями властных государственных органов. Поэтому представляется необходимым прямое закрепление в налоговом законодательстве правила, когда каждому праву налогоплательщика соответствует обязанность должностных лиц государственных органов. Кроме того, важным является утверждение авторов комментария основных положений Налогового кодекса Российской Федерации о том, что «права налогоплательщиков должны обеспечиваться также ответственностью должностных лиц государственных органов».

Принцип гуманизма также имеет важное значение в определении направлений развития защиты налогоплательщиков. Гуманность-человечность, любовь, уважение к человеку, к человеческому достоинству. Вместе с тем следует отметить, что в силу объективных и субъективных причин этот принцип не нашел непосредственного отражения в фискальном законодательстве и остается востребован в полной мере на практике. Здесь видится важным опыт Российской Федерации, в налоговом законодательстве которого появилось понятие налоговой амнистии в отношении лиц, совершивших налоговое правонарушение. «Решение о применении налоговой амнистии принимается руководителем органа налоговой службы. Это означает, что она перестала быть одноразовым актом, осуществляется только на основании решения представительных и законодательных органов власти. Это положение определяет локальный подход к налогоплательщикам ».

Следовательно, принципы выступают в роли гарантов соблюдения прав налогоплательщиков, которые должны стать высшей ценностью для государства в лице его властных уполномоченных органов. Перспективным видится дальнейшее разработки вопроса основания норм права исключительно на правовых принципах, обеспечит единство правового регулирования через точное и полное, с учетом специфики конкретного объекта, определение прав и обязанностей участников конкретного вида отношений.