Управление Ростехнадзора по Калужской области

Реализация народного волеизъявления, выраженного в решениях всеукраинских референдумов: отдельные проблемы. Часть третья

Решения всеукраинских референдумов

Действительно, если гражданину предлагаются следующие вопросы установления права собственности на землю или необходимости отмены смертной казни, определить свое отношение к этим проблемам не так трудно. А вот в случае, когда предлагается определиться относительно определенного законопроекта, который является достаточно сложным для понимания рядовому гражданину документом, здесь наличие обязательного всенародного обсуждения играет положительную роль в понимании гражданами того, за что или против чего им предлагается голосовать.

 

В этом случае возникает проблема законодательного закрепления проведения всенародных обсуждений и совещательных опросов. Для того чтобы эти институты не превратились в фикцию, необходимо установить в законе порядок проведения и объективного освещения в средствах массовой информации результатов всенародных обсуждений и совещательных опросов.

 

Закон Украины «О всеукраинском и местном референдумах», сыгравшего в свое время неоценимую роль в становлении независимости нашего государства, сейчас много несоответствий нормам Конституции. Необходимость принятия нового закона остро ощущается в политической жизни государства.

Примером этого могут быть события, связанные с провозглашением и проведением Всеукраинского референдума по народной инициативе 16 апреля 2000 Проблема имплементации результатов референдума свидетельствует о несовершенстве законодательства о референдумах. Воля народа, которая должна быть юридически оформлена Верховной Радой Украины, осталась подвешенной в воздухе. При этом Верховная Рада формально не нарушила действующее законодательство. Проблема заключается в том, что на референдум были вынесены вопросы общего характера, требующие конкретизации и соответствующего юридического оформления. Народу не было предложено конкретного пути внесения изменений в Конституцию. Приняв решение, например, о создании двухпалатного парламента, не поняла воля народа относительно функций, полномочий, порядка формирования палат т. д.

Решением этой проблемы могла бы быть норма в законе о возможности вынесения на референдум только готового законопроекта. Это дало бы возможность избежать любых недоразумений. Следует заметить, что указанное предложение не вызвало бы проблем в случае инициирования референдума органом государственной власти. А в случае народной инициативы способствовал бы привлечению в инициативную группу специалистов, которые бы могли этот законопроект подготовить, что безусловно положительно сказалось бы на его качестве.

Кроме этого, косвенную указание на необходимость вынесения на референдум только готовых законопроектов можно заметить в ст. 74 Конституции: «Референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии» (курсив - К. К.). Т. е. возможно вынести на всеукраинский или местный референдум именно вопрос, а не законопроект относительно одной из приведенных выше сфер деятельности государства и в случае одобрения такого вопроса, решение референдума должно стать частью законодательства Украины. Кажется, что при принятии Конституции Украины законодатель и исходил из того, что референдумы в Украине должны происходить только по определенным законопроектам.

Подытоживая вышесказанное можно прийти к определенным выводам: во-первых, Конституция Украины не дает прямых указаний относительно возможности проведения консультативных референдумов как на общенациональном, так и на местном уровне. Даже наоборот, закрепляя правовой статус народа Украины, как носителя суверенитета, тем самым делает невозможным проведение подобных референдумов. В этой части, на мой взгляд, Закон «О всеукраинском и местном референдумах» вступает в противоречие с нормами Основного Закона.

Во-вторых, во избежание ситуаций, подобных той, которая сложилась с имплементацией результатов референдума по народной инициативе, который состоялся 16 апреля 2000 p., целесообразно было бы прямо закрепить в законодательстве норму о том, что предметом всеукраинского референдума могут быть лишь законопроекты по любым вопросам, кроме тех, которые прямо запрещены для вынесения на референдум Конституции Украины.