Управление Ростехнадзора по Калужской области

Реализация народного волеизъявления, выраженного в решениях всеукраинских референдумов: отдельные проблемы

Народное волеизъявление

Применение в Украине референдума, как одного из важнейших институтов непосредственной демократии, безусловно свидетельствует о положительной тенденции развития нашей страны на пути к созданию правового демократического государства.

Теоретическим основанием института референдума является теория народного суверенитета. При этом, как отмечают отечественные ученые, раскрывая содержание понятия народного суверенитета, следует подчеркнуть, что главное в нем - походить власти от народа, принадлежность власти народу и осуществления власти народом. В данном контексте крайне необходимым должно быть четкое определение юридической силы и места в системе законодательства решений, принятых референдумом, относительно нормативно-правовых актов, принятых представительными органами. В противном случае может быть потеряно суть самого референдума, которая заключается в осуществлении непосредственно народом власти, которая ему принадлежит.

Исходя из положений Конституции, в частности ст. 5, народ Украины является носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Данное конституционное закрепление правового статуса народа является фундаментом для определения правовых основ осуществления государственной власти в Украине. Статья 69 Конституции закрепляет средства непосредственной реализации властных полномочий народу Украины, основными из которых являются выборы и референдумы.

Согласно Закону «О всеукраинском и местном референдумах» (далее - Закон) по правовым последствиям решений в Украине различаются два вида референдумов. Это референдумах, решение которых имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, так называемые императивные референдумах (ст. 1 Закона), а также всеукраинские и местные совещательные опросы граждан Украины (консультативные референдумы) (ст. 46 закона).

Императивным считается референдум, решения которого имеют высшую юридическую силу, являются обязательными для выполнения на всей территории Украины и не требуют утверждения со стороны государственных органов. Данное определение соответствует традиционному пониманию сути этого института и основывается на принципе народного суверенитета, закрепленному в ст. 5 Конституции Украины. Это определение, как правило, не вызывает дискуссий среди ученых.

Вопрос же определения консультативного референдума требует более детального обсуждения относительно его законодательного закрепления. С целью исследования правовой природы консультативного референдума необходимо обратить внимание на его определение учеными-юристами.

По определению В. Погорилко и В. Федоренко консультативный референдум проводится органом государственной власти перед принятием им определенного решения с целью выявления отношения граждан к этому решению. Авторы справедливо подчеркивают, что отождествление в украинском законодательстве консультативной формы всеукраинского референдума по опросам общественного мнения является неудачным, поскольку опрос является явлением социологическим.

В. Шаповал определяет решение консультативного референдума как политическую совет, высказанную избирательным корпусом. По мнению автора, хотя такой совет не имеет юридической силы, объективно государственные органы не могут не учитывать народное волеизъявление на референдуме. Но следует отметить, что согласно действующему законодательству Украины, такое учета народной воли носит сугубо политический характер и находится вне конституционно-правового регулирования. С позиции правомерности действий парламента в случае игнорирования им решения консультативного референдума (а такую возможность предоставляет закон), решение законодательного органа будет полностью соответствовать действующему законодательству.