Управление Ростехнадзора по Калужской области

Реализация права потребителей на приобретение товара надлежащего качества. Часть третья

Качественная продукция

Продукция считается качественной, если ее фактические свойства соответствуют показателям, предусмотренным соответствующими правовыми нормами закона или (и) договора. Конечно, качественной должна считаться и та продукция, которая превышает (улучшает) эти показатели. Например, авторы книги «Законодательство Украины о торговле», определили качество продукции в экономическом смысле как совокупность технических, эксплуатационных, социальных и других свойств вещей, характеризующих их необходимость и полезность для человека. Качество товаров, отчуждаемых через систему розничной торговли, может обеспечиваться различными способами, в частности путем:

а) определения качества товаров в условиях договора (договорные гарантии), б) закрепление в специальных нормах обязательных показателей, которым должен соответствовать товар в розничной торговле (нормативно-технические гарантии) в) установление специальных правил по организации торговли, соблюдения определенных условий ее осуществления, проведение контрольных проверок качества товаров и торгового обслуживания (организационно-правовые гарантии) г) установление ответственности и других правовых последствий в случае нарушения правил о качестве продукции и о качестве торгового обслуживания (правоохранительные гарантии.

Своеобразно определяют контроль качества в сфере обслуживания населения японские специалисты. Они условно разделяют качество обслуживания на пять категорий с точки зрения их значимости для потребителя: «внутреннее качество, незаметное для потребителя (например, техническое обслуживание оборудования различного типа)- « материальная качество », заметно для потребителя (качество добываемой ресторанного питания, ширина сидений в поездах и самолетах, срок службы запасных деталей и др.)- «нематериальная качество», заметно для потребителя (вероятность рекламных объявлений, отсутствие ошибок при составлении различной документации, снижение ошибок при выполнении банковских операций)- «психологическая качество »(гостеприимство, вежливость и т. д.). Специалисты считают, что подобный раздел способствует более оперативному решению задач, касающихся сферы обслуживания.

Проблема обеспечения и повышения качества продукции актуальна для всех стран и предприятий. От ее решения во многом зависит успех и эффективность национальной экономики. При этом необходимо учитывать, что повышение качества продукции - задача долгосрочное и непрерывное. Уровень качества продукции не может быть постоянной величиной. Изделия остаются технически прогрессивными, удобными, красивыми, модными до тех пор, пока им на смену не придут новые, еще более совершенные, что обусловлено научно-техническим прогрессом в науке и технике. Но на каждом временном этапе качество продукции должно быть оптимальной, т. е. такой, которая максимально удовлетворяет потребности потребителей при относительно минимальных затратах на ее достижение.

С развитием научно-технического прогресса проблема качества не упрощается, а, наоборот, становится сложнее. Поэтому решать ее традиционными методами, то есть только путем контроля качества готовой продукции, практически невозможно. Должен быть комплексный, системный подход, реализация которого возможна лишь в рамках системы управления качеством. Известный американский специалист Эдвард Деминг еще в 1950 г. писал, что на 85 решения проблемы качества зависит не от людей, а от системы управления качеством.

Значительную роль в повышении качества продукции играют стандарты, организационно-технической основой систем качества. Поначалу имела место практика внесения в контракты требований к системам качества, дополняли требования к продукции, а также к проверке систем качества на предприятии у производителя. Для регулирования процесса проверки систем качества в ряде стран (США, Канада, Великобритания и другие) были созданы национальные стандарты, устанавливающие требования к системам качества, а в 1987 г. Международной организацией по стандартизации ISO были разработаны и внедрены международные стандарты серии 9000, дополненные в дальнейшем стандартами серии 10000, которые сконцентрировали опыт управления качеством, накопленный в разных странах, и у многих из них были введены как национальные.

«Ни одно общество не может существовать без технического законодательства и нормативных документов, регламентирующих правила, процессы, методы изготовления и контроля продукции, а также гарантируют безопасность жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды. Стандартизация как раз и является той деятельностью, которая выполняет эти функции, которая является залогом самого высокого качества продукции, которая может быть достигнута на данном историческом этапе. Благодаря стандартизации общество имеет возможность сознательно управлять своей экономической и технической политикой, добиваясь выпуска изделий высокого качества».