Управление Ростехнадзора по Калужской области

Реализация права потребителей на приобретение товара надлежащего качества. Часть четвертая

Приобретение товара надлежащего качества

С момента провозглашения Украиной независимости и постепенного перехода экономики на рыночные отношения в стране постоянно создаются новые предприятия, которые пополняют потребительский рынок широким ассортиментом товаров, в частности пищевыми продуктами. В отличие от прежних предприятий, много лет традиционно выпускали продукты, созданные предприятия не всегда придерживаются норм технического законодательства, требований государственных стандартов, ветеринарно-санитарных правил относительно качества их производства. Президент Украины, Верховная Рада и правительство постоянно уделяют внимание развитию системы защиты украинского потребителя от некачественных продуктов. Принят Закон Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов», выданные многочисленные постановления Кабинета Министров Украины, подзаконные акты министерств и ведомств, разработаны новые стандарты Украины.

Все ведущие страны мира имеют очень жесткую систему технического регулирования производства и реализации пищевых продуктов на своих рынках. В Европейском Союзе, например, такие требования регулируются директивами ЕС и большим количеством европейских регламентов, решений и стандартов.

Украина, как молодое государство, только формирует свою нормативную базу технического регулирования. Процесс это очень сложный и длительный. Еще специалистам иногда приходится пользоваться устаревшими стандартами и нормативными документами. Производители продукции и контролирующие органы не всегда обладают действующей нормативной базой, регламентирующей производство, испытание и оборот пищевой продукции на рынке Украины.

Система технического регулирования производства и реализации продукции каждой страны требует наличия нормативно-правовой базы, содержащей требования к продукции и требования к ее производителей и поставщиков. Эта система, которую еще называют системой нетарифного регулирования, намного сложнее, чем система тарифного регулирования. В Украине, например, действуют около 23 тыс. государственных и межгосударственных стандартов, более 40 тыс. отраслевых стандартов, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и много других нормативных документов.

В ст. 2 Закона Украины «О защите прав потребителей» не приводится конкретный перечень правовых форм, которые должны обеспечивать качество товаров. В ней всего отмечается, что потребитель имеет право требовать от продавца, чтобы качество приобретенного им товара соответствовало требованиям нормативных документов, условиям договора, а также информации о товаре, предоставляемой продавец. В Декрете Кабинета Министров Украины «О стандартизации и сертификации» конкретизируются виды нормативных документов, которыми устанавливаются необходимые требования относительно качества товаров (продукции). Закон Украины «О защите прав потребителей» не провозглашает право продавца продать товар надлежащего качества, а обязывает его передать потребителю товар, который по качеству отвечает требованиям нормативных документов, условиям договора, а также информации о товаре. Такая норма является важным, но не безусловным гарантией реализации потребителем права на защиту в случае приобретения товара ненадлежащего качества.

Конечно, сегодня еще нельзя утверждать, что в Украине уже создана эффективная система, которая не допускает доступ в торговую сеть некачественных товаров, ведь только в 1992 г. было начато самостоятельную систему «технического регулирования», которая включает в себя стандартизацию и смежные виды деятельности (сертификацию, метрологию, аккредитацию). В основу национальной системы технического регулирования закладываются международные принципы деятельности влиятельной Международной организации по стандартизации (ISO), членом которой Украина стала еще в 1993 p., Европейской организации CEN / CENELEC. Большую роль в повышении качества украинских товаров, несомненно, будет играть вхождения Украины в международные структуры. Шагом в этом направлении является Указ Президента Украины от 5 июня 1996 об утверждении Положения о Государственной межведомственной комиссии по вопросам внедрения в законодательство Украины норм и стандартов Совета Европы.

Важную роль в обеспечении поступления в торговую сеть качественных товаров играют сертификация и гарантии, которые условно можно назвать организационными (например, лицензирование, патентование, информационные (например, маркировка, штриховое кодирование, рекламирование), контрольно-предохранительные (контрольные проверки качества, санитарные требования условиям продажи, хранения и т. п.), правозащитные (санкции за нарушение требований законодательства о качестве) и др.

Право гражданина на безопасную для жизни окружающей среды и на информацию о качестве товаров, конечно, является социально-экономическим правом, поскольку его реализация возможна, прежде всего, благодаря соответствующему уровню материального производства и социальных отношений в обществе. Государство начинается с благополучия потребителя. Государство берет на себя обязанность устанавливать для изготовителей определенные требования относительно качества товаров и обязывать изготовителей, продавцов предоставлять гражданам всю информацию о степени полезности и других свойств предложенного потребителям товара. Это она делает путем принятия соответствующих законов, создание специальных органов по контролю за качеством продукции и защиты прав потерпевших и т. д. В частности, с целью повышения качества продукции (товаров, услуг), защиты прав потребителей Указом Президента Украины от 02.09.97 г. в Украине создан при Президенте Украины Национальный совет по вопросам качества. Надеемся, что эти и другие меры будут способствовать реализации права потребителей на товары и услуги надлежащего качества.