Управление Ростехнадзора по Калужской области

Общественное мнение о торговле людьми: криминологический взгляд на проблему. Часть вторая

Торговля женщинами

Необходимо отметить противоречивую роль СМИ во влиянии на общественное сознание по рассматриваемого явления. До недавнего времени они часто публиковали конъюнктурные материалы о якобы значительного спроса на рабочую силу в отдельных европейских странах, не указывая источников такой информации, пропагандировали перспективность иностранных браков, рекламировали единичные факты удачных заработков, чем искусственно вызывали ажиотаж относительно престижности и доходности заграничных заработков. Только в последнее СМИ начали активную предупреждающую кампанию по фактам торговли людьми в Украине, причем ими делается акцент на сенсационной информации эмоционального характера, мало способствует разоблачению истинных причин этого явления.

Несмотря на вышесказанное, нельзя не отметить и положительных сторон в деятельности современных масс-медиа в аспекте профилактики работорговли. В последнее время, благодаря широкому информированию общественности, со страниц центральных и местных газет больших городов стали исчезать объявления с сомнительными предложениями о трудоустройстве за рубежом. Однако подобные объявления перемещаются в маленькие города, районные центры, поскольку там молодежь более наивна и получает меньше достоверной информации. Итак, сегодня на средства массовой информации возлагается очень важная задача донести до сознания каждого человека, который потенциально может попасть в сети хищников, достоверные сведения об истинном положении дел в сфере противоправного «человеко-бизнеса».

Лишь считанные единицы из респондентов ответили, что где-то слышали о существовании в Украине государственных программ, направленных на противодействие торговле людьми. Кстати, с момента криминализации деяния, связанного с торговлей людьми или другой незаконной сделкой относительно передачи человека, принято два государственные программы. Кабинет Министров Украины 25 сентября 1999 утвердил Программу по предотвращению торговли женщинами в Украине. Это первый официальный документ, непосредственно касался противодействия распространению и борьбе именно с этим злом. Вторым существенным шагом на пути противодействия торговле людьми стала Комплексная программа противодействия торговле людьми в Украине на 20022005 годы, утвержденная Кабинетом Министров Украины от 5 июня 2002 Указанные документы отличает комплексность, масштабность, согласованность действий многих исполнителей министерств и ведомств, правоохранительных органов, общественных организаций т. д. Все это свидетельствует о достаточно серьезных намерениях Украины относительно противодействия распространению торговли людьми, главное найти реальные средства для выполнения этих программ и обеспечить надежный контроль за их внедрением, поскольку иначе они будут иметь чисто декларативный характер.

В ходе исследования было установлено, что широкая общественность мало что знает о практической деятельности государственных и правоохранительных органов по поводу противодействия торговле людьми. А это в свою очередь говорит как об определенных недостатках информационного обеспечения населения, так и о низком уровне правового воспитания граждан. В частности, многие респонденты не знали, что в Уголовном кодексе Украины за торговлю людьми предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком от 3 до 15 лет в зависимости от квалифицирующих признаков. Украина стала одной из немногих стран, предусмотрели в своем уголовном законодательстве ответственность за торговлю людьми. Другие же страны довольно часто страдают из-за отсутствия соответствующей законодательной базы для эффективной борьбы с этим злом, полагаясь на различные законодательные акты, как правило, направлены на борьбу с проституцией. Так, например, в США в настоящее время нет специального закона, который бы предусматривал уголовную ответственность за торговлю людьми.

Интересной оказались мнение респондентов о причинах распространения явления, рассматривается. Абсолютное большинство опрошенных отметила, что среди причин, порождающих торговлю людьми, на первом месте стоит стремление заработать деньги (72,7) как следствие неудовлетворительного состояния экономики в стране, невозможности легально заработать средства, достаточные для достойного уровня жизни. Близкой по смыслу называлась и причина необходимости содержать семью. Однако среди возможных путей предотвращения этих преступлений лишь 36,4 заметили улучшение уровня жизни. Определенное противоречие между указанной причиной данного явления и возможным направлением усилий по его преодолению свидетельствует о преувеличении в человеческого сознания экономического фактора. Трудно согласиться с устоявшейся мыслью, что основными причинами распространения торговли людьми в Украине является экономический кризис, низкий уровень жизни и высокий уровень безработицы, инфляция, отсутствие надежды на будущее и т. д. Считаем, что это основные факторы, которые облегчают торговцам вербовку украинских женщин (т. е. условия, поскольку известно, что многие регионы мира являются бедными, с разрушенной экономикой, однако они не становятся главными поставщиками женщин для международной индустрии секса). В самой Украине много женщин и их семей находятся в черте бедности или даже за ней, однако они не желают сомнительных заработков за рубежом.