Управление Ростехнадзора по Калужской области

Административно-правовая защита лица в отношениях с органами государственной власти. Часть пятая

Обращенияме граждан в органы исполнительной власти

Анализ работы с обращениями граждан в органы исполнительной власти свидетельствует, что практика личного приема граждан не только способствует оперативному рассмотрению вопросов, затронутых жалобщика, но и значительно влияет на уменьшение количества письменных жалоб к руководству органов.

В случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, принявшие неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему причиненный материальный ущерб, связанный с представлением и рассмотрением жалобы, обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, и утраченный за это время заработок. Споры о взыскании расходов рассматриваются в судебном порядке.

Гражданину по его требованию и в порядке, установленном действующим законодательством, могут быть возмещены моральный ущерб, нанесенный неправомерными действиями или решениями органа или должностного лица при рассмотрении жалобы. Размер возмещения морального (неимущественного) ущерба в денежном выражении определяется судом.

Особенности возмещения гражданину морального вреда определено постановлением Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда» № 4 от 31.03.95. В п. десятый постановления, в частности, указано, что при рассмотрении дел по искам о возмещении морального вреда на основании ст. 56 Конституции при установлении факта причинения такого вреда незаконными решениями, действиями или бездействием органа государственной власти, местного самоуправления или их должностных или служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий она подлежит возмещению за счет государства или органов местного самоуправления. Действие этой нормы не распространяется на случаи причинения морального вреда решениями, действиями или бездеятельностью негосударственных органов, их должностных или служебных лиц. Такой вред при наличии необходимых оснований может быть возмещена на основании ст. Четыреста сороковой Гражданского кодекса УССР или иного законодательства.

При разрешении спора в суде о возмещении морального вреда, причиненного гражданину незаконными решениями, действиями или бездействием органа государственной власти, его должностными или служебными лицами, ответчиком по такому делу является соответствующий государственный орган, если это предусмотрено законом (например, статья 9 Закона «О оперативно-розыскная деятельность »). Если же законом или иным нормативным актом это не предусмотрено либо в нем указано, что вред возмещается государством (за счет государства), то рядом с соответствующим государственным органом суд привлекает в качестве ответчика соответствующий орган Государственного казначейства Украины.

Законом Украины «Об обращениях граждан» предусмотрено, что контроль за соблюдением законодательства об административном обжаловании граждан осуществляют согласно своим полномочиям Верховная Рада Украины, народные депутаты Украины и депутаты местных советов, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Уполномоченный по правам человека Верховной Рады Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и советы и их исполнительные комитеты, депутаты местных советов, а также Министерства, другие центральные органы исполнительной власти относительно подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.

Учитывая указанное особое значение, имеет создание административной юстиции в Украине. Концепция административной реформы предусматривает создание правовой базы для полноценного внедрения в Украине такого института. Сам процесс административного и судебного обжалования действий и решений государственных органов, юридических и должностных лиц приобретает качественно новый уровень. Сегодня граждане обращаются в суды общей юрисдикции с жалобами на решения, действия или бездействие предприятий, учреждений, организаций или должностного лица. Порядок рассмотрения этих жалоб осуществляется в гражданско-правовом режиме на основе Гражданского процессуального кодекса Украины.

Однако создание специализированных судов административной юстиции позволит специализировать рассмотрение споров, чем повысит качество их решения. Специализация судей обеспечит рассмотрение дел на более высокой профессиональной основе, гарантируя этим соответствующую правовую оценку доказательств по административным спорам и справедливость решений. С принятием Административного процессуального кодекса Украины будет создана правовая основу - процессуальные формы для осуществления правосудия. Создание административной юстиции значительно расширит правовые гарантии лица не только в административно-юрисдикционных, но и управленческих процессах. Установление законом детализированных процессуальных норм судебного обжалования административных актов государственных органов должно стать залогом тщательного изучения и реагирования должностными лицами на жалобы на этапе административного обжалования решений.

Итак, подытоживая изложенное, необходимо отметить, что вопросы защиты прав граждан в отношениях с органами государственной власти приобрели особую актуальность в связи с воплощаемой в жизнь украинского общества переориентацией отношений в системе гражданин - государство и его органы. Приоритет общечеловеческих ценностей и интересов личности перед интересами государства и его органов насквозь пронизывает и изменяет существующую с советских времен систему отношений, в которой государство стоит над личностью и гражданином во всех случаях. Направления деятельности органов исполнительной власти на обслуживание и обеспечение законных интересов, прав и свобод гражданина - это основное направление и цель административной реформы. Это также является одним из способов реализации нормы ст. Из Конституции Украины об ответственности государства перед человеком за свою деятельность.

Однако декларирование принципов и общечеловеческих ценностей и воплощение их в жизнь представляют собой различные по сложности задачи. Именно поэтому становление и развитие института административного обжалования наряду с созданием административной юстиции является принципиальным условием успешной реализации задекларированных принципов реформирования. Административно-правовая защита граждан в отношениях с государственными органами должен реализовываться на базе установленных законом материальных норм и в соответствующих процессуальных формах. Государство и существующая правовая система должны быть гарантом обеспечения полноценной реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Украине.