Управление Ростехнадзора по Калужской области

Административно-правовая защита лица в отношениях с органами государственной власти. Часть третья

Защита лица в отношениях с органами власти

Законом предусмотрено три вида обращений граждан: предложения (замечания), заявление (ходатайство) и жалоба. В научных трудах еще предлагается выделение такого отдельного вида, как запрос, обусловлен желанием заявителя получить разъяснения (консультации) по вопросам, является компетенцией соответствующего органа. Считаю предложение логичным и обоснованным.

Жалобу определено как обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц. В данном Законом определении отсутствует как предмет жалобы защиту свобод гражданина. Также к недостаткам Закона Украины «Об обращении граждан» можно отнести тот факт, что им предусмотрено лишь процедуру защиты прав и законных интересов гражданина, а не человека вообще, как об этом говорится в ст. Из Конституции Украины.

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека могут проявляться в противозаконных действиях должностных лиц органов государственной власти, превышении должностными лицами своих властных полномочий, создании препятствий для реализации прав, возложении на лицо не предусмотренных законом обязанностей, ограничении возможности пользоваться определенным социальным благом.

Поскольку защита прав и свобод выступает необходимым и закономерным следствием их нарушение, особое значение приобретает правовой порядок, условия и процедура его осуществления. Именно управленческие процедуры занимают чуть ли не основное место в механизме реализации административно-правовой защиты прав и свобод лиц и граждан. Это объясняется тем, что наличие нормы материального права, нарушение которой является предметом обжалования, является лишь правовым основанием обращения. Но реализация многих прав зависит не только от действий самого лица, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, от принятия ими соответствующих решений. Процедурные особенности рассмотрения жалоб должностными лицами соответствующих органов становятся часто существенными препятствиями на пути реализации законных прав граждан. Именно для ограничения административного произвола и защиты прав, свобод и интересов лица законодатель предусматривает урегулированную правовыми нормами последовательность определенных действий по реализации прав, свобод и интересов - административную процедуру производства.

Правотворческая практика в этом направлении отмечается высоким уровнем и разнообразием решений в различных областях их применения. Основные правила обращения и рассмотрения жалоб граждан установлены Законом Украины. Но в каждой отдельной отрасли существуют многочисленные ведомственные нормативные акты, устанавливающие определенные правила рассмотрения обращений, в том числе работы с жалобами. На данном этапе нет единого кодифицированного акта административных процедур, что создает проблемы в процессе обжалования решений гражданами. Ведь ведомственное нормотворчество в области административных процедур слишком объемной и разветвленной. Не всегда каждый гражданин имеет доступ к этой массе подведомственных актов, которые часто не публикуются в официальных источниках, доступных населению.

Закреплены в Законе Украины «Об обращениях граждан» общие нормы относительно оформления жалоб граждан предусматривают соблюдение определенной формы. В жалобе должны быть указаны фамилия, имя, отчество, местожительство гражданина, изложена суть жалобы и соответствующие просьбы или требования. Жалоба может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) или письменным, направленным по почте или переданным гражданином в соответствующий орган, учреждение лично или через уполномоченное им лицо, если эти полномочия оформлены в соответствии с действующим законодательством. Также жалобу может быть представлено как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное).