Управление Ростехнадзора по Калужской области

Административно-правовая защита лица в отношениях с органами государственной власти. Часть четвертая

Административно-правовая защита

Особого внимания заслуживает вопрос применения языка жалобы. Законом Украины «Об обращениях граждан» определено, что граждане имеют право обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, должностных лиц украинским или другим языком, приемлемым для сторон. При этом отсутствуют уточнения относительно уровня приемлемости того или иного языка.

Возможна ситуация, когда отсутствует единая приемлемая для обеих сторон язык. Хотя законом не возложена обязанность обеспечивать перевод жалобы, но закреплено важную правовую предостережение о запрете отказа в принятии обращения в случае незнания языка обращения. Поэтому логично сделать вывод, что гражданин имеет право обращаться с жалобой, составленной на любом языке, и государственный орган должен такую жалобу принять. При этом возможен перевод должен быть осуществлен, по моему мнению, по инициативе и счет государственного органа.

Относительно решений, принятых в порядке реагирования на жалобы, то законодатель определяет, что ответы на них оформляются в соответствии с требованиями законодательства о языках. Такие решения и ответы могут быть изложены в переводе на язык общения заявителя. То есть закон наделяет соответствующий государственный орган правом самостоятельно определять язык ответа на жалобу и решать вопрос об осуществлении перевода на другой язык.

Закон Украины «О языках в Украинской ССР» определяет, что решение по существу обращения оформляется на украинском языке или другом языке работы органа или организации, к которой обратился гражданин. По желанию гражданина такое решение может быть выдано ему в переводе на русский язык. Таким образом, Закон обязывает орган государственной власти выдавать решения украинском и в отдельных случаях русском языках. Относительно других языков в законодательстве отсутствуют какие-либо обязанности органов исполнительной власти по обеспечению перевод их решений.

Помимо вышесказанного, Законом Украины «Об обращениях граждан» запрещается отказ в принятии и рассмотрении жалобы со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина.

Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются.

Законом установлены условия, при которых жалобы не будут решаться. Жалоба не подлежит рассмотрению, если она не подписана автором, в случае отсутствия данных о месте проживания, а также при анонимности обращения. Также не рассматриваются повторные жалобы одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, а также жалобы, сроки подачи которых закончились, и обращения лиц, признанных судом недееспособными. Не могут быть предметом обжалования в административном порядке решения общего собрания членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, юридических лиц, созданных на основе коллективной собственности, а также решения высших государственных органов. Жалобы на такие решения являются предметом рассмотрения только суду.

Статьей 16 Закона Украины «Об обращениях граждан» установлено, что жалоба на действия или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средств массовой информации, должностного лица подается в порядке подчиненности высшему органу или должностному лицу, не лишает гражданина права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением - непосредственно в суд. Указанная норма Закона Украины не отвечает ст. 55 Конституции Украины, потому что гражданин имеет право в любом случае без дополнительных условий обратиться непосредственно в суд.

Законом определен перечень прав гражданина, который подает жалобу. Правам гражданина при осуществлении административного обжалования корреспондируют определенные законом обязанности государственных органов и других учреждений всех форм собственности относительно рассмотрения и реагирования на жалобы. Жалоба на решение, которое обжалуется, может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня на протяжении одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются. Общепринятый порядок рассмотрения жалоб устанавливает бесплатность этой процедуры для жалобщика.

Жалобы рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в жалобе вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа или его заместитель устанавливают необходимый срок для их рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в жалобе, не может превышать сорока пяти дней.

Согласно ст. 22 Закона руководители и другие должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности обязаны проводить личный прием граждан. Все жалобы граждан, поданные на личном приеме, подлежат регистрации. В случае невозможности решить затронутые в устной жалобе вопросы непосредственно на личном приеме они рассматриваются в том же порядке, что и письменные жалобы. О результатах рассмотрения гражданину сообщается письменно или устно по его желанию.