Управление Ростехнадзора по Калужской области

Публичная природа гарантий прав личности в уголовном процессе

Права личности в уголовном процессе

Теоретическая значимость вопроса о публичной природы гарантий прав личности в уголовном судопроизводстве обусловлена следующим. Во-первых, вниманием, обращенная современной теорией государства и права, теории прав человека, конституционным правом, теорией уголовного процесса на положение лица и его интересов в «структуре ценностей» государства и на переориентацию правоприменительной практики на естественно-правовые ценности. Во-вторых - запросу законотворческой практики на разработку системы гарантий прав личности и механизма их реализации при осуществлении правосудия. Такой «запрос» может быть сформулирован только там, где значение отдельного лица «выведен» в ряд важнейших государственных и общественных ценностей.

Данное положение характерно для стран, чья правовая политика определяется задачей формирования правового государства. Правовая политика, как особая форма выражения государственной политики, способ юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса государства, воле ее официальных лидеров и властных структур, реализуется, в первую очередь, в конституции, законах, других основных нормативно-правовых актах. Именно это определяет нормативно-правовой аспект рассмотрения источников публичности гарантий прав личности в уголовном судопроизводстве. Важнейшим здесь является положение конституционного права о нормативность Конституции Украины, включая конституционные наставления и принципы. Результат нормативности первых (в том числе ст.1 Конституции Украины) - юридическое закрепление правовых ориентиров, целевых наставлений для организации правового регулирования и правоприменительной деятельности. В свою очередь, нормативность конституционных принципов (в том числе ее ст.3) обуславливает нацеливая влияние на правовую систему и предоставляет им статус конституционно-правовых принципов, которыми должны руководствоваться все правотворческая и правоприменительные органы, граждане и другие субъекты конституционно-правовых отношений.

Соответствие указанных конституционных положений требованиям нормативности права предусматривает обязательность выполнения изложенных в них наставлений. Обязательный характер некоторых видов деятельности такого участника конституционных правоотношений, как государство (в частности, обеспечение прав и законных интересов человека) подчеркивается в соответствующих нормах текстуально (ч. 2 ст. 3 Конституции), а также следует из анализа их содержания. Обязательный характер указанного вида деятельности государства фиксируется также в конституциях государств-участников СНГ  и в конституциях других стран. При этом независимо от формы (непосредственно - текстуально или обще - посредством соответствующих правовых категорий) выполнения обязанностей государства по обеспечению прав и свобод личности не только формирует целевую установку для правоприменения, но и определяет императивный метод правового регулирования отраслевых правоотношений, в этом связи возникают. Указанное, в свою очередь, нужно расценивать как своеобразную гарантию реализации данной конституционной нормы-принципа.

Следует отметить, что в целом гарантия реализации конституционно-правовых норм и, в частности, нормы-принципы (ст. Из Конституции Украины) содержатся как в положениях конституционного права (при этом непосредственно конституционные гарантии (управляющими идеями гарантирования, могут быть охарактеризованы, по словам Кутафина, как «гарантии-принципы», требующие конкретизации в нормотворчества), так и в нормах других отраслей права, в том числе - уголовно-процессуального. И здесь привлекает внимание ту степень конституционное установленной гарантированности, которую «распространил» украинский законодатель на права и законные интересы лица, положив обязанность по их обеспечению на государство и закрепив его в неправовых нормах, прежде всего: норме-программе (ст. 1 - «Украина является <-.>- правовое государство». норме-принципе (ст. З - «Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства», норме-гарантии (ст. 22 - «Конституционные права и свободы гарантируются») и другие.

Очевидно, такая степень конституционно закрепленного права государственной основы (базы) в деятельности по обеспечению прав человека должен быть воспринят, как уже отмечалось ранее, и отраслевым (уголовно-процессуальным) законодательством, и соответствующими положениями теории уголовно-процессуального права. Действительно, Уголовно-процессуальный кодекс Украины реализует указанное требование Конституции в ряде соответствующих норм как общего характера (предоставление деятельности по «охране прав и законных интересов» лица статуса задачи уголовного судопроизводства - ст. 2- закрепление обязанности лиц, осуществляющих уголовный процесс- обеспечения права лиц, участвующих в деле, - ст. 53- установления обязанности прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого они не выходили бы, - ч. 2 ст., 25 и другие), так и относительно конкретных процессуальных ситуаций (обязанность обеспечить безопасность лиц, участвующих в процессе, - ч. Из ст. 52- обязанность принимать меры к возмещению ущерба, причиненного преступлением лицу, - ч. 2 ст. 29- обязанность принимать меры по обеспечению процессуальной поддержки лицам, которые не могут самостоятельно реализовать свои права, - пп. 1-3 и 5-6 ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 19 и другие), в том числе - следственных действий (ч. 2 ст. 197, ст. 185). В свою очередь, теория уголовного процесса отражает обязанность государства относительно задачи (цели) уголовно-процессуальной деятельности компетентных органов и должностных лиц, принципы уголовного процесса и процессуальные гарантии.