Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правовой статус застрахованных лиц. Часть четвертая

Правовое положение застрахованных лиц

Кроме застрахованных, механизм социальной защиты от безработицы Законом распространено на других лиц, не являющихся застрахованными в данной системе страхования. При этом указанная категория лиц не является однородной. Так, не подлежат социальному страхованию на случай безработицы работающие пенсионеры и лица, у которых возникло право на пенсию, а также временно работающие в Украине иностранцы и лица без гражданства. Считаю, согласно ст. 5 Закона указанные лица не могут быть застрахованными даже добровольно.

Такое положение соответствует принципам социального страхования. Согласно ст. 2 Закона «О занятости» не могут быть признанными безработными лица, у которых возникло право на пенсию согласно законодательству, т. е. потеря работы ими не признается страховым случаем. С момента приобретения права на пенсию эти лица должны освобождаться от обязанности платить взносы.

В отношении иностранцев и лиц без гражданства существующая международно-договорная практика Украины произвела четыре основные принципы определения правового положения названных лиц. Во-первых, они трудоустраиваются, как правило, на определенный срок при наличии разрешения на трудоустройство. Во-вторых, такие работники подлежат социальному страхованию в соответствии с законодательством страны трудоустройства. В-третьих, признание работника безработным проводится по месту его постоянного проживания согласно законодательству государства, гражданином которого он является. Дальше. Пособие по безработице предоставляется в соответствии с законодательством и за счет средств той стороны, на территории которой постоянно проживает заинтересованное лицо. Этим фактически нивелируется возможность для признания иностранцев и лиц без гражданства, временно работающие в Украине, застрахованными лицами.

Ко второй группе незастрахованных принадлежат военнослужащие, уволенные с военной службы в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию, лица, которые впервые ищут работу, а также другие незастрахованные лица в случае их регистрации в установленном порядке как безработных (п. 2 статьи 6 Закона). Хотя механизм социальной защиты, предусмотренный Законом, и распространено на незастрахованных, правоотношения, которые при этом возникают, не принадлежащих к социально-страховых. Государство предоставляет таким лицам социальную помощь в случае наступления безработицы, используя созданную систему социального страхования на случай безработицы для распределения бюджетных средств, направленных для этого. В отличие от социального страхования социальная помощь оказывается не «по праву», а «по усмотрению» органов, предоставляющих последнюю с учетом установленных критериев для ее назначения. Этим объясняется и установления пособия по безработице и других выплат для указанных лиц в минимальных размерах.

Главным в осуществлении социальной защиты от безработицы незастрахованных лиц является, на мой взгляд, необходимость соблюдения четкого разграничения источников финансирования, ведь именно государство, а не застрахованы и работодатели должен обеспечивать материальное обеспечение и предоставление социальных услуг незастрахованным лицам.

Закон должен четко определять критерии разграничения правового положения застрахованных и незастрахованных, что будет способствовать повышению эффективности механизма социального страхования на случай безработицы, целевому использованию средств социального страхования, укреплению в этой сфере законности.