Управление Ростехнадзора по Калужской области

Источник: http://mazda-ua.com.
Правовой статус застрахованных лиц

Застрахованные лица

С вступлением в силу с 1 января 2001 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (далее - Закон) начато осуществление социальной защиты незанятого населения на страховых принципах, о необходимости которого отмечалось в Концепции социального обеспечения населения Украины.

Воплощение в жизнь указанного Закона создает значительное количество правоотношений, различных по содержанию, участниками и основаниями возникновения и прекращения, а именно: а) по формированию средств социального страхования- б) по предоставлению застрахованным лицам определенных социальных благ и услуг при наступлении страхового случая (полного или частичной безработицы) в) управленческие и контрольные отношения, связанные с деятельностью Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (далее - Фонд) г) процедурные отношения, которые сопровождают реализацию прав на обеспечение и социальные услуги граждан, них нуждаются- д) процессуальные правоотношения, возникающие при рассмотрении споров между субъектами социального страхования на случай безработицы.

Их существование обусловлено как формально-юридическими, так и социально-экономическими факторами. Относительно первых замечу, что правоотношения - следствие действия правовых норм, которые являются формальными причинами их возникновения. Социально-экономическими предпосылками функционирования системы общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы выступает необходимость минимизации его социального риска, т. е. вероятности наступления материальной необеспеченности вследствие отсутствия заработка или трудового дохода за потери работы или другого занятия. Закон предусматривает трехстороннее участие наемных работников, работодателей и государства в формировании страховых средств, что принципиально отличает нынешнюю систему от той, которая существовала ранее. Аргументы в пользу такой системы социального страхования на случай безработицы состоят в следующем. Наемный работник свободно и самостоятельно выбирает род занятий, профессию, совершенствует свои трудовые навыки. Поэтому он должен частично нести расходы на такое страхование, ведь спрос на данного работника может исчезнуть. Коммерческая деятельность работодателя связанная с использованием наемного труда. Предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, поэтому не исключены случаи, когда работодатель может обанкротить или для сохранения собственного дела будет вынужден освободить определенную часть работающих. Последние пополнят ряды безработных. Поэтому он через систему социального страхования должна участвовать в их защите. Участие государства в финансировании системы социального страхования на случай безработицы обусловлено несколькими факторами. Во-первых, именно государство несет ответственность за социально-экономическую ситуацию, ведь она ее разрабатывает и воплощает в жизнь. Поэтому государство должно дотировать Фонд социального страхования на случай безработицы. Во-вторых, действующее законодательство распространяет социальную защиту от безработицы на незастрахованных лиц, не участвующих в формировании средств социального страхования (военнослужащие, лица, впервые ищущие работу). Государство вносить средства для материального обеспечения этих лиц.

Субъектами названных социально-страховых правоотношений является застрахованные лица, а в случаях, предусмотренных Законом, также члены их семей и другие лица, страхователи и страховщик. Каждый из них наделен определенными правами и обязанностями, которые могут быть реализованы с получением соответствующей правосубъектности. Разнообразные связи права и соответствующих субъектов полное могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором находят проявление всеми основными стороны их юридического бытия. Наиболее разработанной в правовой науке эта категория отношении лица (человека, гражданин), но она беспрепятственно может применяться и для характеристики других субъектов права.

Ученые, исследуя проблемы правового статуса, высказывали разные, а зачастую и противоположные взгляды на его содержание, элементы, виды. Заслуживает внимания распространена как среди специалистов по теории права , так и отдельных отраслей ,  мнение об определении правового статуса через правосубъектность, основные права и обязанности, отражающая общие его признаки, присущие любой -либо субъекту права.