Управление Ростехнадзора по Калужской области

Функции государственного управления в сфере защиты прав потребителей относительно качества товаров

Функции государственного управления в сфере защиты прав потребителей относительно качества товаров

Общественно-политическая жизнь последних лет - лет после принятия Основного Закона суверенной Украины - освещает ряд проблем, связанных с реализацией основных конституционных положений. Экономический кризис и связанные с ней последствия обостряют проблему реализации права потребителей на получение товаров, продукции и услуг надлежащего качества. Если учесть, что движение потребителей в защиту своих прав в Украине находится в стадии становления, то вполне понятно, что от государственного управления в сфере защиты их прав не следует отказываться. Наоборот, в интересах государства, общества и каждого отдельного гражданина необходимо совершенствовать деятельность и эффективность функционирования системы органов государственного управления, осуществляющих защиту прав потребителей.

Правовой статус государственных органов, обеспечивающих права потребителей в сфере качества товаров, в значительной мере определяется их функциями. Последние являются обязательным элементом правового статуса любого органа.

Термин «функция» имеет латинское происхождение и означает деятельность. Функция государственного управления - это обособленная часть государственно-управленческой деятельности, которой свойственна полное единство содержания и осуществляемой на основе закона специально созданными органами исполнительной власти специфическими методами для проведения в жизнь государственного управления. Если учесть, что управление всегда предполагает деятельность по реализации различных по содержанию, назначению и объему функций, то управленческие функции, в том числе и функции государственного управления в сфере защиты прав потребителей относительно качества товаров, можно рассматривать как деятельность, виды, способы и направления влияния субъекта управления на объект управления,  Для всех функций (как функций государственного, так и не государственного управления) характерны следующие черты: функция управления является составной частью управленческой деятельности- она может осуществляться лишь там, где есть управленческие отношения- функция управления имеет обособленное, самостоятельный и целеустремленный характер- осуществляется специфическим методами с целью достижения определенных результатов в сфере управления.

На мой взгляд, функции государственных органов, обеспечивающих права потребителей в области качества товаров, можно свести в три группы: общие, специальные и вспомогательные.

К общим функциям данных органов можно отнести прогнозирования, планирования, информационное обеспечение, организацию, руководство и контроль.

Прогнозирование, как общая функция управления в сфере качества товаров, представляет собой осознание тех позитивных и негативных явлений, которые могут иметь место в процессе обеспечения надлежащего качества товаров. При прогнозировании качества товаров, по мнению зарубежных ученых, включению, прежде всего, интересы потребителей, является источником жизненной силы любого бизнеса, его наиболее ценным приобретением.

А это значит, что необходимо учитывать общественные потребности, технические и технологические возможности производства, транспортировки, хранения, сбыта, достижения науки и техники как в Украине, так и за ее пределами, предусмотреть возможные изменения в будущем. Принятая правительством Украины программа выхода из кризисного состояния в основу построения национальной экономики положила поддержку украинского производителя и защиту внутреннего рынка от засилья иностранных дешевых товаров ненадлежащего качества. Решение вопросов по выпуску собственных автомобилей, зерноуборочных комбайнов, автобусов, самолетов, добыча собственной нефти, газа, угля, золота, производство сельскохозяйственной продукции и т. д., соответствующие требованиям международных стандартов, способных удовлетворить потребности внутреннего рынка и конкурировать на внешнем рынке, требует значительного вклада трудовых, финансовых, природных ресурсов. Национальные предприятия, их объединения сейчас не имеют возможности самостоятельно решать эти проблемы. Поэтому прогнозирование как функция государственного управления может указать направления возрождения экономики Украины, путь ее становления как крупного европейского государства. Просчеты в прогнозах направлений экономического развития в целом и направлений регулирования отношений в сфере надлежащего качества товаров в частности могут привести к лишним затратам ресурсов, времени, превратить Украину в аграрный придаток стран Европы.

Прогнозирование качества товаров на государственном уровне (то есть не когда купить мужскую сумку или другой товар решил потребитель) должна учитывать также возможные изменения в структуре потребления, миграцию населения, национальные традиции, экологические, экономические, климатические, территориальные особенности производства и потребления товаров и другие факторы.

Существенное значение в прогнозировании качества, например сельскохозяйственной продукции, имеет выбор направления селекционной работы, в процессе которой изменяются в необходимых параметрах унаследованные свойства культурных растений, появляются новые или улучшенные свойства уже культурных сортов, новые породы животных, изменяются характеристики вредителей, заболеваний, пути и способы борьбы с ними.

Прогнозирование тесно связано с планированием. Отход от командно-административной системы управления экономикой еще не означает отказ от целенаправленных действий по разработке и установлению показателей в области повышения качества, разработки планов, способных  улучшить показатели продукции. К этому нас побуждает кризисное состояние национальной экономики и опыт развитых стран. Стремясь преодолеть недостатки и противоречия функциональной структуры, американские промышленные фирмы, начиная с середины 60-х годов, пошли по пути создания гибких организационных структур, получивших название программно-целевых.