Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правовые вопросы государственной землеустроительной экспертизы

государственная землеустроительная экспертиза

Согласно статьям 13, 14 Конституции Украины, ст. 1 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001, земля, как объект права собственности Украинского народа, является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Государственно-правовое обеспечение рационального использования и охраны земель, а также реализации субъективных прав на землю гражданами, юридическими лицами, государством и территориальными общинами предусматривает обязательное изготовление и утверждение землеустроительной документации, предусмотренной действующим Земельным кодексом (далее - ЗК). На основе такой документации органы государственной власти разрабатывают и утверждают мероприятия использования и охраны земель, местные органы государственной власти и местного самоуправления принимают решения относительно перспектив использования земель на своей территории, предоставляют земельные участки в пользование, передают безвозмездно или продают в собственность гражданам и юридическим лицам земельные участка из земель государственной и коммунальной собственности, легализуют в предусмотренном порядке права на землю, устанавливают ограничения права собственности и права пользования земельными участками и т.д.

Учитывая юридическое значение землеустроительной документации, новый ЗК предусматривает проведение государственной экспертизы отдельных видов технической документации в сфере землеустройства, проектов и материалов по использованию и охране земли. Согласно ст. 186 ЗК, прогнозные материалы использования и охраны земель, проекты землеустройства, материалы государственного земельного кадастра, проекты по вопросам использования и охраны земель, реформирования земельных отношений, а также технико-экономические материалы обоснований использования и охраны земель подлежат государственной экспертизе, которая осуществляется органом по земельным ресурсам в соответствии с законом. При этом в ЗК не определена правовая природа такой экспертизы, не указывается на то, что это самостоятельный вид экспертной деятельности, не определяются основания, порядок и юридические последствия ее проведения. Кроме того, в Украине нет и отдельного закона, который определял бы основания и порядок проведения такой экспертизы. Юридические аспекты государственной землеустроительной экспертизы недостаточно исследованы в теории земельного права.

Отсутствие закона о государственной экспертизе землеустроительной документации негативно влияет на состояние реформирования земельных отношений, препятствует ускорению приватизации земель сельскохозяйственного назначения и не позволяет быстро и оперативно решать вопросы о продаже земельных участков несельскохозяйственного назначения с целью пополнения местных и государственного бюджетов за сложности и долгого проведения землеустроительной экспертизы, а также за высокой стоимости работ по ее проведению. Наиболее отчетливо указанные проблемы проявляются в процессе приватизации земельных участков гражданами и юридическими лицами, предоставление земельных участков в аренду или в постоянное пользование, решения земельных споров и т.п. В этой связи в практике приватизации земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения возникают вопросы относительно правовых оснований для осуществления государственной землеустроительной экспертизы технических документов на изготовление государственных актов на право собственности на землю, другой землеустроительной документации и юридического значения экспертных заключений для органов местного самоуправления и местных государственных администраций по оформлению субъективных прав на землю. Как свидетельствует опыт приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения в Украине, проведение землеустроительной экспертизы долговременным во времени и требует от субъектов предпринимательской деятельности дополнительных финансовых средств на его оплату. Кроме того, кое одни и те же землеустроительные и другие документы подлежат государственной экспертизе по нескольку раз.

Решение этих и других важных земельно-правовых вопросов требует научно-теоретического определения правовой природы государственной землеустроительной экспертизы и законодательного закрепления понятия этой экспертизы как правовой категории, определение перечня объектов, субъектов, содержания землеустроительной экспертизы, а также обеспечение организационно-правового механизма ее проведения, урегулирование других вопросов, связанных с осуществлением государственной экспертизы в сфере землеустройства.

В современных условиях правовые основы и механизм осуществления экспертной деятельности в отдельных сферах общественной жизни Украины определены в специальных законах. Вместе порядке проведения государственной землеустроительной экспертизы регулируется подзаконными нормативными актами. В частности, в Указе Президента Украины «О Положении о Государственном комитете Украины по земельным ресурсам» от 14 августа 2000 отмечается, который к компетенции Госкомзема Украины относится осуществление государственной экспертизы программ и проектов по вопросам землеустройства, государственного земельного кадастра, охраны земель, реформирования земельных отношений, а также технико-экономической обоснований этих программ и планов.  Подобная норма была закреплена в предыдущем Указе Президента Украины от 13 мая 1996 относительно правового положения Госкомзема Украины, на основании которого был разработан и утвержден ныне действующее Положение об осуществлении государственной землеустроительной экспертизы. Поскольку указы Президента, приказы Госкомзема Украины являются подзаконными нормативно-правовыми актами, то их содержание должно соответствовать действующим законам Украины по вопросам землеустроительной экспертизы. Однако специального закона по этим вопросам в Украине пока не принято. В Положении об осуществлении государственной землеустроительной экспертизы также ничего не сказано о том, на основе каких законов разработан этот документ. Исходя из того, что в действующем законодательстве Украины понятия «землеустроительной экспертизы» не определяется, а также не указывается на то, к какому виду экспертизы относится такая деятельность, то применение того или иного закона по вопросам экспертной деятельности в других сферах общественной жизни к регулированию отношений в сфере государственной экспертизы землеустроительной документации создает определенные трудности в практике реализации субъективных прав на землю, обеспечения охраны и рационального использования земли.


Если вы можете оценить прибильность инвестирования в недвижимость, то можете, например, заглянуть на сайт www.1dom.ru, где представлена информация о домах серии И-155 от компании СУ-155. Добротная московская недвижимость всегда высоко ценилась, а ее приобретение является выгодным капиталовложением любого инвестора или обычного покупателя.