Управление Ростехнадзора по Калужской области

Отображение подземных коммуникаций на съемке местности в 1:500.
Некоторые правовые проблемы отвода земельных участков под застройку. Часть третья

земельные участки

Законодательство не ограничивает совета в праве предоставить земельный участок под застройку или отказать в этом (кроме случаев, когда такое предоставление является обязательным, например, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства) даже в случае соответствия поданной на их рассмотрение землеустроительной и проектной документации землеустроительным нормам и правилам.

Принципиальное значение для положительного решения советом вопроса об отводе земельного участка под застройку имеет соответствие проекта действующему законодательству, наличие выводов всех служб и органов, которые наделены соответствующими полномочиями, а также установление целесообразности такого отвода.

Таким образом, прослеживается определенная взаимосвязь между решением совета о возможности отвода земельного участка под застройку, то есть ее решением о предварительном согласовании места размещения объекта, и обязанностью этого органа сделать это в случае положительных выводов соответствующих органов, в пределах своих полномочий должны регулировать и контролировать соблюдение существующих норм и правил.

По нашему мнению, в судебном порядке невозможно обязать совет принять решение о предоставлении земельного участка (кроме указанного выше случая, когда она предназначена для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Конечно, нельзя обязать этот орган и согласовать место расположения объекта. Однако существует определенная возможность защиты прав лица, которое заинтересовано в получении земельного участка, получила решение о предварительном согласовании места размещения объекта и имеет согласованный проект строительства. Предварительно согласовав местоположение объекта, совет предоставляет заказчику (который зачастую является инвестором, т.е. лицом, который финансирует строительство) согласие на проектирование, получение всей документации, что требует затрат заказчика (инвестора). Закон Украины от 18 сентября 1991 «Об инвестиционной деятельности» (ст. 18) предусматривает, что в случае принятия государственными или другими органами актов, нарушающих права инвесторов и участников инвестиционной деятельности, убытки, причиненные субъектам инвестиционной деятельности, подлежат возмещению в полном объеме этими органами. Таким образом, в случае отказа совета в предоставлении земельного участка по наличия и соответствия определенным требованиям всей предусмотренной законом документации соответствующий совет должен возмещать все затраты заказчика, понесенные им в связи с получением разрешения на строительство, разработкой проекта и т.д.

Государство, гарантируя защиту имущественных прав предприятия, соблюдение его прав и законных интересов, необходимость чего предусмотрена Законом Украины от 27 марта 1991 «О предприятиях в Украине», устанавливает обязанность возмещения предприятию убытков, причиненных ему вследствие нарушения его имущественных прав, гражданами, юридическими лицами и государственными органами.

Предприятия при осуществлении хозяйственной и иной деятельности имеют право по собственной инициативе принимать любые решения, не противоречащие законодательству Украины и положениям указанного Закона. Предприятия (кроме казенных) самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы своего производственного и социального развития, повышения доходов. Однако при подготовке планов экономического развития они должны согласовывать с соответствующими советами меры, которые могут вызвать экологические, социальные, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения определенной территории, и нести материальную ответственность перед советами за вредные последствия своей деятельности. В свою очередь, согласно положениям Закона «О предприятиях в Украине» убытки (включая ожидаемый и неполученная прибыль), причиненные предприятию вследствие ненадлежащего осуществления советом или другими органами власти или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязательств предприятия, подлежат возмещению за их счет .

Таким образом, в процессе предварительного согласования места расположения объекта, отвод земельного участка под застройку, согласование проекта органы, должны выполнять согласительные функции, должны руководствоваться интересами государства, граждан Украины и заказчиков, предоставляя им определенные гарантии относительно целесообразности осуществления строительной деятельности. Представляется, что упрощение указанного выше порядка, предшествующий строительству объекта, даже при существующих экономических условиях будет способствовать расширению масштабов строительства в Украине.