Управление Ростехнадзора по Калужской области

Оформление и переоформление прав на землю: юридический факт, право или обязанность?

Оформление и переоформление прав на землю

Верховная Рада Украины 17 февраля 2004 приняла постановление «О продлении действия п. 6 постановления Верховного Совета УССР« О земельной реформе»,  В которой предусмотрено, что граждане, предприятия, учреждения и организации, имеющие в пользовании земельные участки, предоставленные им до введения в действие Земельного кодекса УССР, должны до 1 января 2008 оформить право собственности или право пользования землей. По истечении указанного срока ранее предоставленное им право пользования земельным участком теряется.

Одновременно в п. 6. раздела X «Переходные положения» Земельного кодекса Украины (далее - ЗК) отмечается, что граждане и юридические лица, имеющие в постоянном пользовании земельные участки, но по настоящему Кодексу не могут иметь их на таком праве, должны до 1 января 2005 переоформить в установленном порядке право собственности или право аренды на них. С марта 2004 г. Верховная Рада Украины приняла постановление «О принятии за основу проекта закона Украины о внесении изменений в Земельный кодекс Украины», в которой предполагается продолжить установлен в п. 6 Переходных положений ЗК срок переоформления права постоянного пользования до 2010 г. В этом связи встает вопрос относительно объекта, субъектов, юридической природы, порядка, конечных сроков и главное - юридических последствий оформления и переоформления прав на землю.

Поскольку оформление и переоформление права пользования землей предусмотрено в законе и подзаконном нормативном акте, то необходимо прежде всего, определиться с приоритетами в применении этих правовых форм к осуществлению субъективных прав на земельные участки гражданами и юридическими лицами. Обусловлено это тем, что по Конституции Украины (статьи 13, 14) правовой режим собственности на землю и пользования ею определяются исключительно законами Украины. Одним из таких законов является действующий ЗК, нормы которого закрепляют основания и порядок приобретения в собственность земельных участков, предоставления земли в пользование. Поскольку постановление Верховной Рады Украины является подзаконным нормативным актом, то в ней не могут закрепляться положения, которыми устанавливается правовой режим собственности на землю. Учитывая, что названное постановление закрепляет конечный срок оформления и переоформления права частной собственности на землю, предусматривает изменение структуры в праве собственности на нее, установленные в ней сроки осуществления прав на землю должны быть закреплены в законе. В этом плане постановление Верховной Рады Украины необходимо рассматривать как акт, закрепляющий организационные мероприятия, направленные на завершение реформирования земельных отношений и отношений собственности в частности.

Согласно ЗК, а также упомянутого выше постановления Верховной Рады Украины, объектами оформления и переоформления права пользования землей являются земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц. При этом правовом режиме этих участков в законе и постановлении определяется по-разному. В частности, действие норм ЗК распространяется на земельные участки, ранее предоставленные в постоянное пользование гражданам и юридическим лицам, с выдачей соответствующего государственного акта. Вместе действие постановления Верховной Рады Украины распространяется на земельные участки, предоставленные не только в постоянное пользование, но и во временное пользование с выдачей необходимых документов, удостоверяющих такое право, или же предоставлены в пользование на основании решений органов государственной власти или местных советов без оформление правоустанавливающих документов. ЗК и постановление Верховной Рады Украины устанавливают сроки и юридические последствия оформления и переоформления прав на земельные участки, исходя из принципа правомерности владения и пользования землей. Поэтому самовольно занятые земельные участки не охватываются нормами ЗК и названного постановления относительно оформления или переоформления права землепользования до 1 января 2005 или 2008 г. или в другие сроки.

В ЗК и в постановлении Верховной Рады Украины по-разному определяются субъекты оформления и переоформления права пользования землей. Так, например, ЗК предусматривает переоформление права на земельные участки только для тех юридических лиц и граждан, которые владеют и пользуются земельными участками на праве постоянного пользования, однако по этому Кодексу не могут на таком правовом титуле использовать такие участки в будущем. Одновременно в постановлении Верховной Рады Украины к субъектам, которые должны оформить права на земельные участки, относятся граждане, предприятия, учреждения, организации, которым были предоставлены земельные участки в пользование до принятия в декабре 1990 г. Земельного кодекса УССР.


Если у вас уже есть земельный участок и теперь вы планируете или уже развертываете строительство, то возможно вас заинтересует кран балка, предложение по продаже которого опубликовано на сайте Уфимского кранового завода.