Управление Ростехнадзора по Калужской области

Оформление и переоформление прав на землю: юридический факт, право или обязанность?

Оформление и переоформление прав на землю

Верховная Рада Украины 17 февраля 2004 приняла постановление «О продлении действия п. 6 постановления Верховного Совета УССР« О земельной реформе»,  В которой предусмотрено, что граждане, предприятия, учреждения и организации, имеющие в пользовании земельные участки, предоставленные им до введения в действие Земельного кодекса УССР, должны до 1 января 2008 оформить право собственности или право пользования землей. По истечении указанного срока ранее предоставленное им право пользования земельным участком теряется.

Одновременно в п. 6. раздела X «Переходные положения» Земельного кодекса Украины (далее - ЗК) отмечается, что граждане и юридические лица, имеющие в постоянном пользовании земельные участки, но по настоящему Кодексу не могут иметь их на таком праве, должны до 1 января 2005 переоформить в установленном порядке право собственности или право аренды на них. С марта 2004 г. Верховная Рада Украины приняла постановление «О принятии за основу проекта закона Украины о внесении изменений в Земельный кодекс Украины», в которой предполагается продолжить установлен в п. 6 Переходных положений ЗК срок переоформления права постоянного пользования до 2010 г. В этом связи встает вопрос относительно объекта, субъектов, юридической природы, порядка, конечных сроков и главное - юридических последствий оформления и переоформления прав на землю.

Поскольку оформление и переоформление права пользования землей предусмотрено в законе и подзаконном нормативном акте, то необходимо прежде всего, определиться с приоритетами в применении этих правовых форм к осуществлению субъективных прав на земельные участки гражданами и юридическими лицами. Обусловлено это тем, что по Конституции Украины (статьи 13, 14) правовой режим собственности на землю и пользования ею определяются исключительно законами Украины. Одним из таких законов является действующий ЗК, нормы которого закрепляют основания и порядок приобретения в собственность земельных участков, предоставления земли в пользование. Поскольку постановление Верховной Рады Украины является подзаконным нормативным актом, то в ней не могут закрепляться положения, которыми устанавливается правовой режим собственности на землю. Учитывая, что названное постановление закрепляет конечный срок оформления и переоформления права частной собственности на землю, предусматривает изменение структуры в праве собственности на нее, установленные в ней сроки осуществления прав на землю должны быть закреплены в законе. В этом плане постановление Верховной Рады Украины необходимо рассматривать как акт, закрепляющий организационные мероприятия, направленные на завершение реформирования земельных отношений и отношений собственности в частности.

Согласно ЗК, а также упомянутого выше постановления Верховной Рады Украины, объектами оформления и переоформления права пользования землей являются земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц. При этом правовом режиме этих участков в законе и постановлении определяется по-разному. В частности, действие норм ЗК распространяется на земельные участки, ранее предоставленные в постоянное пользование гражданам и юридическим лицам, с выдачей соответствующего государственного акта. Вместе действие постановления Верховной Рады Украины распространяется на земельные участки, предоставленные не только в постоянное пользование, но и во временное пользование с выдачей необходимых документов, удостоверяющих такое право, или же предоставлены в пользование на основании решений органов государственной власти или местных советов без оформление правоустанавливающих документов. ЗК и постановление Верховной Рады Украины устанавливают сроки и юридические последствия оформления и переоформления прав на земельные участки, исходя из принципа правомерности владения и пользования землей. Поэтому самовольно занятые земельные участки не охватываются нормами ЗК и названного постановления относительно оформления или переоформления права землепользования до 1 января 2005 или 2008 г. или в другие сроки.

В ЗК и в постановлении Верховной Рады Украины по-разному определяются субъекты оформления и переоформления права пользования землей. Так, например, ЗК предусматривает переоформление права на земельные участки только для тех юридических лиц и граждан, которые владеют и пользуются земельными участками на праве постоянного пользования, однако по этому Кодексу не могут на таком правовом титуле использовать такие участки в будущем. Одновременно в постановлении Верховной Рады Украины к субъектам, которые должны оформить права на земельные участки, относятся граждане, предприятия, учреждения, организации, которым были предоставлены земельные участки в пользование до принятия в декабре 1990 г. Земельного кодекса УССР.


Если у вас уже есть земельный участок и теперь вы планируете или уже развертываете строительство, то возможно вас заинтересует кран балка, предложение по продаже которого опубликовано на сайте Уфимского кранового завода.


 

Сайт продаетсяX
Чтобы купить этот сайт, укажите свой email и наш менеджер с вами свяжется.