Управление Ростехнадзора по Калужской области

Некоторые проблемы соотношения Гражданского и Земельного кодексов Украины. Часть третья

Некоторые проблемы соотношения Гражданского и Земельного кодексов

Поверхностно можно предположить, что с возникновением института частной собственности на земли (а он был первым в процессе становления радикально новых - рыночных отношений в независимой Украине) ситуация изменилась: земли получили товарной формы, а земельные отношения - предпринимательского характера, а, следовательно, возникли и основания включить этот объект в круг гражданских отношений. Однако это не так.

8 Современное земельное законодательство не только не сузило сферу своего действия, а, наоборот распространяли ее. Той их «цивилизации», намечалась первыми проектами ЗК Украины, к счастью, не произошло.

Правовым основанием расширения содержания предмета современного земельного права является прежде радикальное изменение отношений земельной собственности, а на этой базе - всех земельных отношений. В условиях существования исключительно государственной собственности на земли все другие пользователи, кроме государства, по сути, становились пользователями «чужих» земель, а, следовательно, не имели полной хозяйственной самостоятельности по их использованию. Главным содержанием земельных отношений было: установление порядка распределения земель, государственного контроля за их использованием, изъятие земель, определение прав и обязанностей землепользователей- охрана земель и ответственность за земельные правонарушения и т. п. А проблемы хозяйствования на землях (особенно сельскохозяйственного назначения), распоряжение последствиями аграрной деятельности, получения доходов, характер их использования - все это находилось вне предметов земельного права. На такой характер взаимоотношений землепользователей с государством отмечает Ю. Жариков, констатируя, что «государство строила свои отношения с пользователями земель даже не как собственник, не как хозяйствующий субъект, а как властный орган».

В советское время земельное право часто рассматривалось как наиболее приближенная к административного законодательства отрасль права. В значительной мере это отражалось на непосредственном смысле Земельного кодекса УССР 1971 Обычно это разительно контрастировало с содержанием действующего тогда Гражданского кодекса как такового, шо регламентировал имущественные отношения. Сейчас такой контрастности положений двух кодексов не существует. Время Гражданский кодекс Украины 2003 г. существенно сократил (по сравнению с первыми его проектам) регулирование непосредственно земельных отношений.

9 ГК Украины 2003 г. остается относительно ЗК Украины 2001 г. кодексом общего характера, закрепляет основные принципы нет-новых и имущественных отношений.

Земельный кодекс в своей основе является специальным кодексом, что, используя общие принципы гражданского законодательства (ст. Из ГК) и специализируясь их, регламентирует широкую сферу современных земельных отношений.

С таким принципиальным разграничением двух кодексов, построенное на принципах субсидиарности, связано и конкретное распределение сфер законодательного регулирования в них земельных отношений. При этом речь идет как о возможности прямого применения многих норм ГК к субъектам земельных отношений, так и обо всем комплексе земельно-правовых норм ЗК, которые, в свою очередь, являются либо частью отраслевой «чисто» земельно-правовыми, или же представляют глубокую земельно-правовую или аграрно-правовую (или ту и другую одновременно) специализацию гражданско-правовых норм.

К первой группе норм можно, в частности, отнести нормы об основных положениях гражданского законодательства Украины (статьи 1 - 10 ГК). Так, гражданскими нормами прямого действия следует считать такие общие принципы гражданского законодательства, как: недопустимость произвольного вмешательства в сферу личной жизни человека- лишение права собственности, кроме случаев, установленных Конституцией и законом- свободу договора и предпринимательской деятельности, не запрещенной законом- судебную защиту прав и интересов и т. п.

Такими гражданскими нормами можно считать также большинство норм в сфере защиты прав и интересов субъектов земельных отношений органами государственной власти или органами местного самоуправления, нотариусом, а также нормы ГК о возмещении морального вреда.

Вместе с тем следует заметить, что отдельные нормы основных положений ГК требуют земельно-правовой специализации. Так, субъекты земельных отношений не всегда подчинены принципам их юридического равенства. Это, прежде всего, касается отношений первого этапа приватизации земельных участков в результате реорганизации коллективных сельскохозяйственных формирований и паевания земель, которое осуществлялось преимущественно на административно-правовых основах.

Не соответствуют принципам юридического равенства сторон и такие основания приобретения права на землю, как: получение права собственности и права пользования земельными участками из земель государственной и коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (ст. 116 ЗК). Это же можно сказать и о порядке бесплатной приватизации земельных участков гражданами (ст. 118 ЗК) о получении права на земельный участок за давностью пользования (приобретательной давности) - ст. 119 ЗК- о полномочиях органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков юридическим лицам в постоянное пользование (ст. 122 ЗК) и т. д.

Следует обратить внимание на то, что современные элементы административно-правового содержания в ЗК продиктованы основном не властными, а охранными функциями государства относительно основного национального богатства страны, хотя в нем есть и значительная группа норм земельно-административного направления.

10 Расширение предмета и содержания современного земельного права Украины как отрасли права и как отрасли законодательства, а также усиление его специализации связано с юридическими последствиями проведения земельной и аграрной реформ и возникновением на этой основе таких новых правовых институтов: права частной собственности на земли- фермерских хозяйств- сельскохозяйственных кооперативов (производственных и обслуживающих)- личных крестьянских хозяйств- аграрного предпринимательства- стабильной государственной поддержки сельского хозяйства- правовых основ хозяйственной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения и т. д.

Это правовые институты земельного и аграрного права и регламентируются они нормами земельного и аграрного законодательства, является воплощением в жизнь норм ст. 9 ГК о том, что «его положения применяются к урегулированию отношений, возникающих в сферах использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, если они не урегулированы другими актами законодательства». Кроме того, как отмечает эта статья, специальным законом могут быть предусмотрены особенности регулирования также имущественных отношений в сфере хозяйствования. Следовательно, речь идет о действии принципа субсидиарности в применении законодательства. В данном аспекте земельное (и аграрное) законодательство выполняют роль специального законодательства, при наличии которого нормы гражданского законодательства не действуют.

Целесообразно также отметить в таком важном факторе как наличие в земельном законодательстве публично-правовых основ, на что, в частности, обоснованно обращает внимание М. Сиродоеви. Характер таких норм в Земельном кодексе следует из базового положения Конституции Украины о том, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Именно это придает правовом режиме земель публично-правового характера (даже землям, которые находятся на праве частной собственности). С этим связана возможность ограничения прав землевладельцев (Глава 18 ЗК), принудительного отчуждения земельного участка по мотивам общественной необходимости (ст. 147 ЗК), консервации земель (ст. 172 ЗК), право земельного сервитута (ст. 98 ЗК) и т. д.

В ЗК есть значительная группа норм, имеющих ярко выраженный характер и внешне напоминают больше административно-правовые элементы правового регулирования, однако, в действительности они лишь отражают существенные особенности земельного законодательства. Речь идет, прежде всего, о нормы в сфере управления в области использования и охраны земель (Раздел VII): планирование использования земель, землеустройство, контроль за использованием и охраной земель, мониторинг земель, государственный земельный кадастр и т. д. Все эти нормы показывают особенности публично-правовых элементов в современном земельном законодательстве Украины. Они характерны для земельных правоотношений.