Управление Ростехнадзора по Калужской области

Соотношение Гражданского и Земельного кодексов Украины: некоторые проблемы. Часть вторая

Соотношение Гражданского и Земельного кодексов Украины

5. Указанные ранее кодификационные недостатки в той или иной форме присущи Земельном и Гражданском кодексам Украины. Однако, помимо рассмотренных общих причин некоторой их несовершенства и нечеткости разграничения, более конкретные причины, недостаточная теоретическая разработка которых тоже сказалась на качестве обоих кодексов.

Относительно конкретного соотношения ЗК и ГК важное значение имеют, прежде всего, такие два фактора, как: субъекты и объекты правоотношений, их особенности. Именно они, прежде всего, определяют, какой из двух кодексов должен быть применен. При этом напомним, что ГК имеет более высокий уровень обобщающих понятий, чем ЗК.

Так, субъектами гражданских правоотношений («участниками» под редакцией статьи 2 ГК) есть все «физические и юридические лица».

Субъектами же земельных правоотношений преимущественно являются физические лица - крестьяне. И хотя ЗК, к сожалению, не уточняет этого, очевидно речь идет, прежде всего, о тех граждан, которые имеют статус крестьянина (преимущественно - гражданин Украины).

Понятие «крестьянин», «крестьянство» в связи с этим требуют юридического определения. Во многих зарубежных странах существуют законодательные определения данных понятий. Так, ст. 101 (17) 11 Сводного (унифицированного) Коммерческого кодекса США (Uniform Comercial Code, UCC) отмечает, что фермер - это лицо, постоянно осуществляет фермерскую деятельность, т. е. «работу на ферме, возделывание земли, работу или выращивания сельскохозяйственных культур, птицы или животноводческой продукции в каком обработанном виде ». В американском законодательстве крестьяне (фермеры) отделяются от других субъектов землепользования и учитывая аграрную (сельскохозяйственную) структуру тех организационных форм, в которых осуществляется их трудовая деятельность. Это дает возможность говорить и о фермерские юридические лица (при определенных обстоятельствах). При этом учитывается тесная интеграция между сельскохозяйственной деятельностью фермеров и их бизнесом. В частности, чтобы считаться семейной фермой, необходимо большую часть своих доходов получать от сельского хозяйства. Регламентация крестьянской (фермерской) деятельности, как и всего сельского хозяйства, в США на фермерском уровне осуществляется не столько общим гражданским коммерческим законодательством, как, на его основе, широкой, специализированной группой законодательства (свыше 2000 специальных законов) сельскохозяйственного (преимущественно-земельного) содержания. Это - титул 7 «Agriculture» систематизированного Собрание законов США (The Code of the Laws of the United States of America).

Особо следует подчеркнуть, что в американском законодательстве понятие земель преимущественно ассоциируется с сельским хозяйством, и земли, как природный фактор, отличаются от вещественных объектов собственности в цивилизационных-соприкасающегося аспекте. Как отмечает М. Галятин, в США «функциональные признаки земли становятся самостоятельной правовой категорией, отличной от гражданского права».

Теодор Шанин (профессор Манчестерского университета) составил хрестоматию, в которой рассматриваются понятия крестьян и крестьянства, крестьянские хозяйства как социальные организации, хозяйствования на селе как главный источник существования и т. д.

В Украине пока теоретическим и конкретно-правовым основам крестьянства почти не уделяется внимания, что негативно сказывается и на правовом статусе крестьян как субъектов земельных отношений. Правда, понимание этой проблемы уже в определенной степени проявляется в предложениях необходимости принятия общего закона о сельском хозяйстве как представителями экономической, так и юридической науки .

6. Прежде всего следует обратить внимание на необоснованное разную терминологию ГК и ЗК, когда речь идет о носителях соответствующих правоотношений. ГК в ст. 2 называют их «участниками» гражданских отношений, а ЗК употребляет термин «субъекты» земельных отношений. Между тем, как справедливо замечает Т. Абова, эти термины не являются тождественными.

Устоявшийся термин - «субъект» правовых отношений наиболее полно раскрывает содержание правосубъектности, поскольку означает не только носителя конкретных прав и обязанностей физического или юридического лица, но и существование в них определенных прав еще до юридического возникновения последних (например, созвать учредительное собрание и принять на них определенные решения). Это учтено, в частности, Гражданским кодексом Российской Федерации, употребляет термин «граждане», олицетворяющее понятие физических лиц (глава 3 подразделения 2 «Лица»).

Социально персонифицированный состав субъектов земельных отношений в лице крестьян особенно характерно для земель сельскохозяйственного назначения, которые, согласно статей 19 и 23 ЗК, имеют приоритетный характер. Именно эти земли являются «основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства» (ст. 14 Конституции Украины). Конституционная оценка этих земель является непосредственной правовым основанием для того, чтобы на уровне специального кодекса - Земельного кодекса всесторонне и полно отрегулировать их правовой режим. К тому же земли сельскохозяйственного назначения стали в Украине основным объектом проведения радикального реформирования земельных и аграрных отношений. Из 60,3 млн. гектаров всех земель нашей страны эти земли составляют почти 70 (41,8 млн. гектаров). И тот факт, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения регламентируется не Гражданским, а Земельным кодексом, обусловлен не только преимущественно специальным субъектным составом аграрных земельных отношений, но и существенными особенностями объекта указанных отношений. Об этом автором отмечалось уже ранее, а потому не будем повторяться и попробуем провести сравнительный "анализ объектов земельных и гражданских отношений, применяя конкретные нормы ЗК и ГК.

7. Прежде всего, следует напомнить, что исторически земельные отношения выносились из сферы гражданского законодательства. Так, ст. 53 Гражданского кодекса УССР, утвержденного 16 декабря 1922 , исключала из числа объектов права собственности землю, недра, леса, воды. С этого Кодекса следовало, что правовой режим земель должен регулироваться специальным кодексом, каким и был Земельный кодекс УССР, утвержденный Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом е 29 ноября 1922

Принятые в 1961 г. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик в ст. 2 отмечали, что земельные отношения регулируются земельным законодательством. Аналогичная норма содержалась и в ст. 2 Гражданского кодекса УССР 1963 г. В Научно-практическом комментарии данного Гражданского кодекса прямо указывается, что его действие не распространяется на земельные отношения.