Управление Ростехнадзора по Калужской области

Трансформация института постоянного землепользования в связи с принятием нового Земельного кодекса Украины. Часть пятая

Лишения права постоянного пользования землей

К сожалению, новый Земельный кодекс Украины не только занял, на наш взгляд, чрезмерно жесткую позицию по вопросам лишения права постоянного пользования широкого круга землепользователей, но и не обеспечил обозначенные нормы понятным механизмом реализации, установив лишь обязанность переоформить право постоянного землепользования, не установил конкретной ответственности за его нарушение.

Опыт решения проблемы ненадлежащего землепользования в связи с неоднократным приближением срока переоформления прав на землю по нормам п. 6 постановления Верховного Совета УССР «О земельной реформе» свидетельствует, что ни одно продление сроков переоформления прав на землю без понятного и жесткого механизма ответственности за их нарушение не способно достичь поставленной цели.

Кажется, что проблема соблюдения сроков переоформления права постоянного землепользования можно решить, лишь дополнив Земельный кодекс специальной нормой, предусматривающей ответственность за уклонение от надлежащего оформления прав на используемые земельные участки, и рассмотрев вопрос о возможности применения административного порядка прекращения права землепользования (если оно осуществляется с грубым нарушением требований действующего законодательства), а также освобождение занимаемых земельных участков, правовые основания для использования которых прекратились. Формальное распространение действия ст. 212 Кодекса, регулирующей вопросы возвращения самовольно занятых земельных участков, на случаи переоформления в установленный срок прав на землю, само по себе, проблему не решит, как вследствие различной юридической природы «самовольного занятия» и «использование без надлежащих правовых оснований» (в том числе своевременного не увольнение земельных участков, право на использование, которых прекратилось, и нарушение сроков переоформления прав на землю), так и в силу юридической слабости и неконкретности упомянутой нормы.

Отсутствие последовательности со стороны государства в вопросах применения санкций за нарушение требований законодательства о переоформлении права постоянного землепользования не менее вредно для развития добросовестной конкуренции, чем сохранение института постоянного землепользования в существующем виде. Невыполнение государством контрольных обязанностей вследствие отсутствия надлежащего правового механизма, вредит только добросовестному землепользователю, вовремя переоформил свое право, в то время как недобросовестный землепользователь имеет возможность и дальше продолжать годами уклоняться от надлежащего оформления прав на землю и, тем самым, наносить ущерб как бюджетным интересам, так и получать дополнительные преимущества в конкуренции на рынке, связанные с меньшим фискальным нагрузкой.

Таким образом, можно констатировать, что предусмотренная новым Земельным кодексом Украины трансформация института постоянного пользования сегодня имеет еще очень «сырое» и несовершенное нормативно-правовое воплощение. В настоящее время в Госкомзема работает рабочая группа по разработке проекта закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины». Надеемся, что вопрос цивилизованного решения проблемы постоянного землепользования найдет в нем положительное решение.