Управление Ростехнадзора по Калужской области

Соотношение Земельного и Гражданского кодексов Украины: некоторые проблемы

Соотношение Земельного и Гражданского кодексов

1. Главным достижением Верховной Рады Украины, как единого органа законодательной власти, является принятие кодексов. В этом постулате выражено основные конституционные основы законодательной деятельности в демократическом правовом государстве.

Кодекс - ведущий системный обобщающий специализированный нормативно-правовой акт в структуре права. Как правило, он олицетворяет и возглавляет отраслевой подразделение этой структуры. Причем это касается как ведущих (профилирующих), так и вторичных (нередко комплексных) отраслей права. Последние в современный период расширения сферы правового регулирования и укрепления функциональных связей между ними являются очень распространенными, что отражается на характере кодификации. Следует заметить, что существует потребность в разработке границ кодификации с тем, чтобы избежать легкой соблазна принимать кодексы с любых сфер общественных отношений, что, естественно, унижает высокое юридическое призвание и сущность кодекса как ведущей формы выражения права.

Как общее правило, кодекс должен приниматься по отраслевому признаку и соответствовать определенной области права. Следовательно, должен олицетворять предметные особенности каждой отрасли права и методы правового регулирования, присущих этой отрасли. Таким образом, закономерность существования отраслевой сущности правовых норм одновременно является и основанием для существования соответствующих кодексов. Однако сейчас и новые области права, и новые кодексы часто возникают без всякого научного обоснования. Попутно вспомним, какой острой и длительной была научная дискуссия по поводу правомерности возникновения сельскохозяйственного (аграрного) права, проходившей в 70-х гг.

В 80-х гг. началась не менее бурная дискуссия (которая не завершена и сейчас) по поводу форм кодификации аграрного законодательства. А сейчас и новые области права, и новые кодексы растут как грибы после дождя и очень часто без должного научного обоснования их закономерности.

Между тем, как справедливо отмечает С. Алексеев, кодекс является главным, наиболее развитым, соответствующим природе самого права результатом главного вида правотворчества - кодификационного правотворчества.

Следовательно, кодекс, как главная форма правотворчества, должен соответствовать определенным принципиальным требованиям, а именно:

а) выражать конституционные основы законодательной деятельности-

б) обеспечивать соответствие определенной закономерно существующей проводной (профилирующей) или вторичной (комплексной) отрасли права-

в) быть системной, упорядоченной, обобщающей совокупностью норм права-

г) иметь общую и особенную части, олицетворяющие общий и дифференцированный характер этих норм.

Как таковой, кодекс должен выражать системный содержание и специфику нормативно-правовой регламентации, соответствующей определенной области права.

2. Насколько эти требования соответствуют состояния законодательного процесса в Украине? К большому сожалению, положительного ответа на этот вопрос дать нельзя.

В законодательном процессе господствует стихийный подход. Наукой и практикой недостаточно разработаны проблемы соотношения содержания и формы права- системы права и принципов ее формирования- взаимосвязи системы права и системы кодификации, обеспечение стабильности законодательства и гарантий его реализации- законодательной техники и т. д. С этими общими проблемами существенно и тесно связаны также конкретные проблемы понятия кодекса, закономерности его содержания, соотношения между различными кодексами, последовательность их принятия, которые тоже остаются неполно разработанными как в общей теории законодательства, так и в теории отраслевых наук. А как следствие - «имеем то, что имеем»: кодексы, принятые с грубым нарушением процедуры их принятия- с бессистемным размещением кодификационной материала- наличием многих отсылочных норм и просто безосновательно пропущенных разделов. В свою очередь с этими факторами связана распространена бестолковая практика принятия многочисленных изменений и дополнений в недавно принятых кодексов, что значительно усложняет их применение.

3. Процесс должен включать в свой содержания его тщательную предварительную подготовку специализированными государственными органами.

Стоит вспомнить, что еще в 20-х гг. прошлого века кодификационные работы в Украинской ССР активно и специализированно проводились Народным комиссариатом юстиции УССР постановлением от 25 апреля 1928 p., которые завершились составлением семитомной Систематического собрания законов, в который вошли и так называемые хозяйственные законы. На НКЮ было, помимо прочего, возложена обязанность исправлять несогласованности в текстах близких законов. Сейчас подобная функция Министерства юстиции Украины могла бы носить рекомендательный для Верховной Рады характер.

Известно также, что с 1927 г. при Правительстве СССР существовала специальная Кодификационная комиссия- были четко разработаны ее функции, а также, кодификационные приемы деятельности. Этот опыт тоже стоит заимствования.

К кодификационной-подготовительной работы следует системно привлекать соответствующие научные кадры.

Только при этих организационных условий можно будет должным обеспечить главную форму - кодификацию права, т. е. «системное нормативное регламентирование определенного вида общественных отношений путем издания единого, юридическое и логически цельного, внутреннего нормативного акта (Основ, кодекса), выражающий содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права ».

4. Земельный кодекс Украины принят 25 октября 2001 p.- вступил в силу с 1 января 2002 (далее - ЗК).

Гражданский кодекс Украины принят 16 января 2003 p.- силу он вступил с 1 января 2004 (далее - ГК).

Уже эта хронология не является совершенной: круг общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, значительно шире, чем тех, которые регулируются земельным законодательством, а потому ЦК должен был бы быть принят раньше ЗК. А если учитывать то важное обстоятельство, что он является основным кодифицированным нормативным актом. Закрепляющий ведущие - рыночные общественные отношения, то следует сделать вывод, что ЦК следовало принять сразу после принятия Конституции Украины.


Если вы занимаетесь подготовкой земельных участков под строительство зданий, то качественное геодезическое оборудование должно вас заинтересовать. Именно такое оборудование представлено на сайте www.snabdost.ru - полный ассортимент инструментов и строительного оборудования.