Управление Ростехнадзора по Калужской области

Принятие нового Земельного кодекса и трансформация института постоянного землеиспользования. Часть вторая

Принятие нового Земельного кодекса

Сужение круга субъектов права постоянного пользования по нормам нового ЗК выглядит вполне логичным и, кроме того, считаем, является первым шагом к завершению периода бесплатной приватизации земельных участков. В то же время непонятным и нелогичным кажется полная потеря современным законодательством института временного землепользования (кроме аренды) даже для тех субъектов, для которых оставлено возможность получения земельных участков в постоянное пользование. Такая позиция законодателя уже породила немало ситуаций, когда государственные и коммунальные предприятия и учреждения вынуждены арендовать земельные участки государственной и коммунальной собственности в связи с тем, что их предоставление в постоянное пользование для желаемых целей не допускается, например, планировочными решениями населенного пункта.

Так случилось, что два близких по своей юридической природе правовых институтах (право постоянного и право временного пользования), в свое время вызвали небезосновательную ассоциации с институтом безвозмездного пользования имуществом в гражданском праве (введение платы за землю, на наш взгляд, существенно не изменило близость указанных институтов), нашли такую разную судьбу в земельном законодательстве настоящего.

Предоставление земельных участков юридическим лицам в постоянное пользование должно осуществляться на основании решений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по проектам отвода этих участков. Условия и сроки разработки проектов отвода земельных участков определяются договором, заключенным заказчиком с исполнителем этих работ. Но обязательность разработки проекта отвода при предоставлении земельных участков в постоянное пользование кажется не всегда оправданной. Например, когда земельный участок уже сформирован, имеет закрепленные в натуре границы, кадастровый номер и другие необходимые признаки, а изменение целевого назначения не требуется, трудно найти аргументы в пользу разработки в этом случае проекта отвода, тем более что требование обязательной разработки проекта отвода ухудшает положение субъектов права постоянного пользования по сравнению с арендаторами, поскольку согласно ч. 5 ст. 15 Закона Украины «Об аренде земли» и ч. З ст. 124 ЗК предоставлении земельного участка, границы которого определены в натуре, в аренду осуществляется без разработки проекта отвода, кроме случаев предоставления ее с изменением целевого назначения или из земель запаса под застройку.

Юридическое лицо, заинтересованное в получении земельного участка в постоянное пользование из земель государственной или коммунальной собственности, должна обратиться с соответствующим ходатайством в государственной администрации или совета по месту нахождения земельного участка. К ходатайству о его отвода прилагаются документы, обосновывающие его размер, назначение и место расположения. Соответствующая государственная администрация или совет рассматривает ходатайство в месячный срок и дает согласие на разработку проекта отвода земельного участка, который согласовывается с землепользователем, органом по земельным ресурсам, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и после получения заключения государственной землеустроительной экспертизы по объектам, ей подлежат, направляется в соответствующую государственную администрацию или совет, которые рассматривают его в месячный срок и принимает решение о предоставлении земельного участка.

Право постоянного пользования земельным участком возникает после установления его границ в натуре (на местности) и получения его собственником или пользователем государственного акта на право постоянного пользования земельным участком  и его государственной регистрации.

Новый ЗК устанавливает полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков юридическим лицам в постоянное пользование. По сравнению с предыдущими редакциями Кодекса, субъектный состав распорядителей земель значительно расширился. Согласно ст. 122 ЗК, советы имеют право предоставлять земельные участки в постоянное пользование юридическим лицам из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных громад для всех нужд. В отличие от полномочий местных советов, полномочия органов исполнительной власти разных уровней четко дифференцированы. Так, районные государственные администрации на их территории предоставляют земельные участки из земель государственной собственности в постоянное пользование юридическим лицам в пределах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд и за пределами населенных пунктов для: сельскохозяйственного использования- ведения лесного и водного хозяйства, кроме случаев, когда это слагает полномочия Кабинета Министров Украины- строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной громады района (школ, учреждений культуры, больниц, предприятий торговли и т. д.). Областные государственные администрации и Совет министров Автономной Республики Крым предоставляют земельные участки на их территории из земель государственной собственности в постоянное пользование юридическим лицам в пределах городов областного значения (городов республиканского значения) и за пределами населенных пунктов для всех нужд, кроме случаев, когда это слагает полномочия районных государственных администраций и Кабинета Министров Украины. Киевская и Севастопольская городские государственные администрации предоставляют земельные участки из земель государственной собственности в постоянное пользование юридическим лицам в пределах их территорий для всех нужд, кроме случаев, когда это слагает полномочия Кабинета Министров Украины. Последний предоставляет в постоянное пользование юридическим лицам из земель государственной собственности ценные земельные участки, перечисленные в статьях 149, 150 ЗК. Стоит отметить, что поскольку полномочия по предоставлению земельных участков в постоянное пользование относятся к распорядительных, то разграничение компетенции органов исполнительной власти и местного самоуправления по этому поводу следует воспринимать с учетом п. 12 Переходных положений Земельного кодекса, согласно которому до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.