Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правовая природа хранения имущества и его правовые основания по новому законодательству Украина. Часть четвертая

Хранение в режиме таможенного склада

В Таможенном кодексе прямо не указывается правовое основание возникновения обязательства по хранению в режиме таможенного склада. Поэтому здесь можно лишь предположить, что основанием возникновения сберегательные правоотношений в режиме таможенного склада могут быть либо договор хранения (например, в случаях хранения товаров, пропускаемых через таможенную территорию по внешнеэкономическим контрактам), или административный акт (например, в случаях принятия на хранение вещей, которые были предметом таможенного правонарушения). Выявление правовой природы хранения товаров в таможенном режиме и основания его возникновения имеет практическое значение для установления правовых последствий не сохранения или ненадлежащего хранения товаров и особенно ввиду того, что в ст. 168 МК отмечено, что таможенные органы, на складах которых хранятся товары и транспортные средства, несут ответственность за их потерю или повреждение в порядке, установленном законом. Между тем, закона, который бы непосредственно предусматривал такую ответственность таможенных органов, нет. Поэтому вполне возможно применение к этим отношениям норм.ГК Украины.

Кроме того, на мой взгляд, есть все основания полагать, что склады временного хранения товаров, подвергающихся таможенному контролю, и склады таможенных органов как профессиональных хранителей в случае утраты, недостачи или повреждения вещи должны нести повышенную ответственность, т. е. независимо от вины, за исключением действия непреодолимой силы (ст. 418 ГК 1963 г., ст. 950 ГК Украины).

Сберегательные обязательства могут возникать также в соответствии с законами Украины «О поставках продукции для государственных нужд» от 22 декабря 1995, «О государственном материальном резерве» от 24 января 1997 . Так, в Законе «О государственном материальном резерве» выделяются две категории хранителей: специальные предприятия, учреждения, организации, осуществляющие хранение материальных ценностей государственного резерва, образующих единую систему государственного резерва, и другие предприятия, учреждения, организации различных форм собственности, которые не входят в эту систему, но выполняют сберегательные функции на основании договоров с центральным органом исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом (обычные хранители). Из содержания ст. 11 Закона следует, что для предприятий, учреждений и организаций, основанных полностью или частично на государственной собственности, а также субъектов хозяйственной деятельности, признанных монополистами, ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва является обязательным, если это не наносит ему ущерб. Таким образом, сохранение государственного резерва может быть оба 'заполнить и добровольным.

Разделение хранения, именуемого в Законе «О государственном материальном резерве» ответственным, на обязательное и добровольное обусловливает правовое основание орального обязательства. Так, в первом случае юридическим основанием их возникновения могут служить государственный заказ (планово-административный акт) и договор, во втором - только договор. Однако в обоих случаях хранители считать ответственными, а потому они должны нести повышенную ответственность, предусмотренную ст. 14 Закона «О государственном материальном резерве». Такие договоры, как правило, заключаются между Государственным комитетом по государственному материальному резерву (Госкомрезерв) и указанными хранителями, после чего они приобретают специального статуса ответственных хранителей.

По мнению А. Беляневич, статуса ответственного хранителя после заключения соответствующего договора приобретают лишь хранители, для которых такое хранение не является обязательным, а все остальные имеют такой статус в силу обязательности принятия на ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва. Такая точка зрения в определенной мере не согласуется с положением ст. 2 Закона «О государственном материальном резерве», согласно которой ответственным хранением является хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей. То есть хранение признается ответственным не в силу обязательности или добровольности, а в связи с особым правовым режимом имущества, передаваемого на хранение. Поэтому предприятие, которое входит в систему государственного резерва, также становится ответственным хранителем после заключения договора с Госкомрезервом, факт которого может подтверждаться различными средствами, в том числе и путем фактического принятия материальных ценностей на ответственное хранение.

Госкомрезерв не лишен права заключать договоры хранения отношении имущества, которое не имеет режима государственного материального резерва. Однако в данном случае к этим отношениям не применяются положения Закона «О государственном материальном резерве», а, следовательно, по моему мнению, на них должны распространяться нормы ГК Украины по хранению. Собственно такой же будет ситуация, если в договоре между Госкомрезервом и хранителем, что не входит в систему государственного резерва, не будет определено имущество как государственный материальный резерв, но которое фактически является таковым.

Проведенный анализ сберегательные правоотношений свидетельствует, что чрезвычайно важно в правоприменительной, в том числе судебной практике, правильно определить их правовую природу и основания возникновения, что позволяет применять адекватные нормы действующего законодательства для решения возможных споров.