Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правовая природа хранения имущества и его правовые основания по новому законодательству Украина. Часть третья

Арест имущества

Арест имущества могут совершать также государственные исполнители в рамках исполнительного производства с целью принудительного исполнения решений судов и других органов в соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве». Согласно ст. 58 этого Закона имущество, на которое наложен арест, за исключением денег, ценных бумаг, ювелирных и других бытовых изделий из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней и других изделий, передается на хранение должнику или другим лицам, назначенным государственным исполнителем, под расписку в акте описи, копия которого передается должнику, а в случаях, когда обязанность хранения имущества возложена на другое лицо, - также хранителю. В данном случае в Законе «Об исполнительном производстве» не раскрывается сущность правоотношений, возникающих между Государственной исполнительной службой и хранителем арестованного имущества. Однако комплексный анализ этих норм, а также факт применения в них термина «хранитель» дает нам основание рассматривать эти правоотношения как договорные, возникающие в силу сложных юридических оснований, а именно - прямой предписание закона и административный акт Государственной исполнительной службы.

Таким образом, правоотношения, возникающие по хранению спорного имущества, на которое обращается взыскание или которое должно быть подвергнуто возможной конфискации, значительно сложнее, чем это следует из содержания ст. 976 ГК, которая не учитывает многих ситуаций относительно имущества, являющегося предметом спора, а, следовательно, она требует определенного дополнения. Это, например, можно было бы сделать путем внесения ч. и ч. 4 следующего содержания: «Имущество, указанное органами следствия в целях обеспечения гражданского иска в уголовном деле или обеспечения возможной конфискации имущества по приговору суда, может быть передано на хранение представителям предприятий, учреждений, организаций или членам семьи обвиняемого или другим лицам. Такая передача оформляется путем внесения соответствующей записи в протокол описания (ареста) и подписи его хранителем.

Имущество, на которое наложен арест государственным исполнителем, передается на хранение должнику или другим лицам, назначенным исполнителем под расписку в акте описи с выдачей копии хранителю и должнику, а имущество, определенное в ч. 5 ст. 55 Закона «Об исполнительном производстве», передается на хранение учреждениям Национального банка Украины ».

Кроме того, в ст. 976 ГК обязательно должна быть оговорка о том, что ответственность хранителей имущества, являющегося предметом спора, или на которое может быть обращено взыскание, или которое может быть конфисковано, наступает в соответствии с правилами главы 66, если иное не установлено законом. Однако пока в ЦК Украине подобные правила отсутствуют, то соответствующие положения договора хранения (хранения) можно применять по аналогии закона, поскольку они по своей природе являются гражданско-правовыми, несмотря на специфику оснований их возникновения. Собственно к этому выводу побуждает и норма ч. 5 ст. 58 Закона «Об исполнительном производстве», согласно которой нарушение запрета государственного исполнителя распоряжаться или пользоваться имуществом, на которое наложен арест, влечет ответственность хранителя имущества, предусмотренную законом. Между тем, конкретной нормы, которая бы устанавливала ответственность такого хранителя, в законодательстве Украины пока не предусмотрено.

Сберегательные правоотношения могут возникать в соответствии с нормами таможенного законодательства, которым предусматривается несколько видов хранения товаров на таможенных и других складах. Так, в Таможенном кодексе Украины  помещены глава 14 «Временное хранение» и глава 24 «Хранение товаров и транспортных средств на складах таможенных органов».

Согласно ст. 99 МК товары и транспортные средства с момента предъявления таможенному органу и до выпуска в соответствии с выбранным таможенным режимом с разрешения соответствующего таможенного органа размещаются на складах временного хранения до завершения таможенного контроля. При этом взаимоотношения владельца склада временного хранения с лицами, которые размещают товары и транспортные средства на составе, определяются договором хранения (ст. 102 ТК). Следовательно, в этом случае основанием возникновения общего обязательства служат разрешение таможенных органов (административный акт) и договор хранения, а следовательно - гражданско-правовая природа хранения имущества на складе временного хранения не вызывает сомнений. Склады временного хранения могут быть закрытого и открытого типа, создаваемые собственниками - субъектами предпринимательства в установленном порядке.

Статьями 166-171 главы 24 МК урегулирован условия и порядок хранения товаров и транспортных средств на складах таможенных органов. Обязательной передаче таможенному органу для хранения передаются товары: 1) не пропущены из соответствующих оснований через таможенную территорию, 2) ввезены гражданами на таможенную территорию Украины без уплаты установленных налогов и сборов, 3) которые к окончанию сроков временного хранения предприятиями не были задекларированы владельцем к соответствующему таможенному режиму- 4) которые заявлены в режим отказа в пользу государства (ст. 166 ТК). Кроме того, на таможенных складах могут сохраняться, в частности: товары, находящиеся на временном хранении под таможенным контролем- товары, вывозимые за пределы таможенной территории Украины- товары, находящиеся в режиме транзита, товары, изъятые как непосредственные предметы нарушения таможенных правил (ст.168 ТК). Перечисленные случаи хранения имущества можно определить как хранение в режиме таможенного склада.