Управление Ростехнадзора по Калужской области

Понятие подсобных производств сельскохозяйственных предприятий

Понятие подсобных производств

Проведение аграрной и земельной реформ в Украине повлияло не только на структурные изменения в приватизации земли и реорганизации бывших колхозов и совхозов, но и на создание на данной основе новых организационно-правовых форм хозяйствования. Все это существенно сказалось на сущности хозяйственной правосубъектности сельскохозяйственных предприятий, устранило недооценку роли подсобных производств сельскохозяйственных предприятий. Производственно-хозяйственная деятельность последних охватывает организацию и деятельность подсобных производств, рассматривается как элемент их внутрихозяйственной правосубъектности.

 

Создание и функционирование этих хозяйственных структур имеет целью получения от них дополнительных доходов для пополнения денежных поступлений предприятий. Кроме того, деятельность подсобных производств позволяет влиять на занятость работников и членов сельскохозяйственных производственных кооперативов, сельскохозяйственных обществ с ограниченной ответственностью, крестьянских (фермерских) хозяйств, частно-арендных и государственных сельскохозяйственных предприятий, особенно в периоды, свободные от основных сельскохозяйственных работ. Все это положительно сказывается на заработке работающих на значительном улучшении их материального и бытового состояния.

 

По назначению подсобные производства сельскохозяйственных предприятий производят хлебобулочные, мясомолочные продукты, перерабатывают другую аграрную продукцию в виде овоще-фруктовых соков, консервов и т. д. Этим они удовлетворяют потребности сельского населения и жителей городов в продуктах питания. Так, в сельском хозяйстве Хмельницкой области в 2000 г. работало 3180 подсобных производств, из них 406 крупяных, 144 хлебопекарни, 160 забойных участков, 26 из производства сыра и молочной продукции. В 1999-2000 гг. подсобные производства в среднем выработали 20,8 муки, 12,3 круп, 55,9 масла, 11,6 колбасных изделий всего производства области 2, 105-106. Таким образом, увеличиваются объемы продукции, создается на рынках должная конкурентная среда, увеличивается прибыльность хозяйств.

Для увеличения продаж продуктов сельхоз производства требуется требуется в обязательной мере использовать приёмы мерчандайзинга. Как показывает практика после применеия данных методик продажи повышаются на 10-30 процентов.

Все это ставит в повестку дня четкое определение основных признаков подсобных производств сельскохозяйственных предприятий, что позволит сформулировать их общее юридическое понятие, которое найдет закрепление, как один из вариантов в Законе Украины «О подсобные производства и промыслы сельскохозяйственных предприятий», принятие которого (варианта) нуждается развитие рыночной аграрной экономики и послужит теоретической основой для правового регулирования указанного вида аграрных отношений. Не надо особо доказывать, что закрепление в законодательных актах понятий новых правовых явлений является необходимым, поскольку их отсутствие порождает лишние споры специалистов и создает трудности в правоприменительной практике.

В специальной литературе проблемам организации и деятельности подсобных производств уделялось отдельными учеными определенное внимание, однако все они рассматривались в дореформенный период, еще во времена существования союзного государства, и по колхозов и совхозов. Следует отметить, что юристы-аграрники своими исследованиями обогатили аграрно-правовую науку в данной сфере. Кроме того, этими исследованиями заложена рациональная методологическая основа подходов относительно понятия подсобных производств. Однако исследования осуществлялись в основном в период применения преимущественно административных методов управления, где влияние государства на сельское хозяйство был ощутимым.

После обретения Украиной независимости и перехода к рыночной экономике сделаны первые шаги в направлении принятия Примерных положений о подсобные промышленные предприятия и промыслы в коллективных и государственных сельскохозяйственных предприятиях, межхозяйственных предприятиях, межхозяйственных организациях и других агропромышленных формированиях. Они одобрены Всеукраинским советом коллективных сельскохозяйственных предприятий и утверждены бывшим Министерством сельского хозяйства и продовольствия Украины в марте 1994 г.. Однако это Примерное положение не зарегистрировано Минюстом Украины. Следует отметить и то, что Примерные положения не содержали определения понятия подсобных производств.